Рефераты. Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ






p> Хозяйственное общество несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Хозяйственное общество не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть объявлено хозяйственным судом банкротом в порядке, установленном
Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника и банкротства».

3.6. Учет и отчетность

В процессе предпринимательской деятельности хозяйственные общества осуществляют оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведут статистическую отчетность.

Порядок ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности урегулирован Законом « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Этот Закон, принятый 16.06.1999г. и вступивший в действие с 1.01.2000г., закрепил переход Украины на новую систему бухучета и отчетности, основанную на международных стандартах.

Бухгалтерский учет – это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям решений.

Бухучет представляет собой систему (способ) отражения экономической сущности хозяйственных операций, происходящих на предприятии, при помощи специальной методики – на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи. План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций утвержден Министерством финансов12.
Бухгалтерский учёт ведется непрерывно – со дня организации хозяйственного общества и до его ликвидации. Вопросы организации

бухучета относятся к компетенции исполнительного органа хозяйственного общества.

Ответственность за организацию бухучета своевременное и достоверное отражение всех операций, хранение обработанных документов и отчетности в течение установленного срока но не менее трех лет несет исполнительный орган хозяйственного общества.

Бухгалтерский учет может вестись в документарной или электронной формах.

Законом определен порядок составления и представления финансовой отчетности. Финансовая отчетность - это бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.
Состав финансовой отчетности различен:
. для предприятий: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания;

12Приказ Минфина Украины от 30.11.99 г. №291

. для субъектов малого предпринимательства, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности - сокращенная по показателям финансовая отчетность: баланс и отчет о финансовых результатах.

Хозяйственные общества, имеющие дочерние предприятия, помимо отчета о собственных хозяйственных операциях должны составлять финансовую консолидированную отчетность.

Отчетным периодом является календарный год, однако предусмотрено составление промежуточной квартальной отчетности в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Хозяйственные общества обязаны предоставлять финансовую отчетность:
. органам управления;
. трудовым коллективам;
. учредителям (собственникам);
. иным пользователям в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Сроки и порядок предоставления отчетности в органы государственной налоговой службы и иным пользователям установлены постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г.№ 419 «Об утверждении Порядка представления финансовой отчетности». Срок представления квартального финансового отчета (кроме сводного и консолидированного) установлен не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным кварталом, годового – 20 февраля следующего за отчетным годом.

Законом установлен круг лиц, обязанных публиковать годовую финансовую и консолидированную отчетность (до 1 июня года, следующего за отчетным) в периодических или в отдельных печатных изданиях: открытые акционерные общества, валютные и фондовые биржи, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и иные финансовые учреждения.

Часть 2 ст. 14 Закона « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» устанавливает, что финансовая отчетность не составляет коммерческой тайны, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

В случаях, прямо установленных действующим законодательством Украины, хозяйственные общества могут перейти на упрощенную систему и налогообложения, ведения бухгалтерского учета и отчетности13.

Помимо финансовой отчетности хозяйственные общества обязаны представлять в органы государственной налоговой службы налоговую отчетность в составе и порядке, установленном действующим налоговыми законодательством. Налоговая отчетность, в отличие от финансовой, позволяет работникам государственной налоговой службы выявить объект налогообложения и проконтролировать правильность расчета субъекта предпринимательской деятельности размера уплачиваемых ими налогов и обязательных сборов (платежей). В качестве примеров форм налоговой отчетности могут быть названы: Декларация по налогу на добавленную стоимость, Декларация о прибыли, Отчет об удержании и внесении в бюджет налога на прибыль нерезидентов, Расчет сбора в Фонд
Чернобыля, Расчет платы за специальное использование недр при добыче полезных, Расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды, расчет акцизного сбора, Декларация о валютных ценностях, доходах, имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за ее пределами, расчет платы за специальное использование водных ресурсов, отчетность, связанная с применением электронных контрольно- кассовых аппаратов и др.

В соответствии со ст. 8 Закона «О государственной статистике»14 все

13Указ Президента Украины «Об упрощённой системе налогообложения, учёта и ответственности субъектов малого предпринимательства от 3.07.98 г.
№727 в редакции Указа от 28.06.1999 г. №746/99»

14Закон Украины «О государственной статистике» от 17.09.1992 г. (ВВР,
1992 г. №42 ст.608)

юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, подают сведения, необходимые для проведения государственных статистических наблюдений, порядок подачи статистических данных определяется в формах государственной статистической отчетности, утверждаемых органами государственной статистики (Министерством статистики Украины и иными уполномоченными органами).

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, отчетность должна предоставляться и в иные государственные органы:

Государственной службе занятости, Пенсионному фонду, Фонду государственного социального страхования, областным дорожным организациям и др.

Достоверность и полнота годового баланса и отчетности общества должны быть подтверждены аудитором (аудиторской фирмой).

3.7. Контроль за деятельностью хозяйственных обществ

В соответствии со ст. 17 Закона «О хозяйственных обществах проверки финансовой деятельности общества осуществляется государственными налоговыми инспекциями, другими государственными в пределах их компетенции, ревизионными органами общества и аудиторскими службами.

Проверки не должны нарушать нормальный режим работы общества.

Проверки финансовой деятельности хозяйственного общества могут быть внутренними и внешними.

Внутренние проверки осуществляются органами и должностными лицами самого общества, уполномоченными на это законом и учредительными документами. Органом, на который возлагается контроль за финансово
- хозяйственной деятельностью общества, является ревизионная комиссия. В акционерных обществах проверки финансовой деятельности могут также осуществляться наблюдательным советом. В коммерческих банках обязательно создается служба внутреннего аудита15. Внешние проверки осуществляется государственными органами, саморегулирующимися организациями, иными юридическими и физическими лицами, имеющими независимый от общества статус, уполномоченными при осуществлении функции контроля законом, договором или иным правовым актом. Внешние проверки в зависимости от статуса контролирующего субъекта подразделяются на государственные и негосударственные.

Государственные органы, уполномоченные осуществлять проверки финансовой деятельности общества, по своему статусу подразделяются на правоохранительные органы и органы исполнительной власти (органы административного контроля). Компетенция государственных органов по осуществлению проверок финансовой деятельности хозяйственных обществ как субъектов предпринимательства определяется ч.3 ст.15 «Закона о предпринимательстве», Законом «О государственной контрольно – ревизионная службе в Украине», Указом
Президента «О некоторых мерах по де регулированию предпринимательской деятельности», «О прокуратуре», «О милиции», «Об оперативно- розыскной деятельности», «О службе безопасности Украины», «Об организационно - правовых основах борьбы с организованной преступностью» и целой серией иных законов и подзаконных нормативных актов. Правоохранительные и исполнительные органы имеют различный объем полномочий в области контроля за осуществлением финансовой деятельности. Различны также основания и порядок проведения ими проверок.

Органами государственной исполнительной власти, которые имеют право проводить проверки финансово – хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства являются:
. органы Государственной налоговой службы Украины относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и

15Положение об организации внутреннего аудита в коммерческих банках, утверждённым постановлением Правления Национального банка Украины от
20.03.1998 г. №114

государственные целевые фонды, неналоговых платежей;
. таможенные органы – в отношении уплаты ввозной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза

(пересылки) товаров на таможенную территорию Украины в момент пересечения таможенной границы;
. органы государственного казначейства, государственной контрольно-ревизионной службы – относительно бюджетных займов и кредитов, гарантированных средствами бюджета, целевого использования дотаций и субсидий, других бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, а также надлежащего выполнения государственных контрактов, про авансированных за счет бюджетных средств.

Выездные проверки, проводимые данными органами, могут быть плановые и внеплановые. Плановой выездной проверкой считается проверка, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа.
Плановая проверка проводится по совокупным показателям финансово - хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в год. Субъекту предпринимательской деятельности не позднее чем за десять календарных дней со дня проведения проверки должно быть направлено письменное сообщение с указанием даты ее проведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.