Рефераты. Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ






p> Высший орган хозяйственного общества не является выборным, его состав определяется непосредственно участием в обществе. В состав высшего органа входят все участники хозяйственного общества Закон «О хозяйственном обществе» подробно фиксирует полномочия высших органов общества (статьи 41,59 Закона). К вопросам их компетенции отнесены все наиболее важные вопросы деятельности общества, а именно: определение основных направлений деятельности общества, утверждение его планов и отчетов об их исполнении, внесении изменений в учредительные документы общества, формирование органов общества, утверждение годовых результатов деятельности общества, порядка распределения прибыли или покрытия убытков, утверждение внутренних документов общества, принятие решения о прекращении деятельности общества, назначении ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационного баланса и многие другие организационные и имущественные вопросы. Компетенция высшего органа общества также определяется в учредительных документах общества.

Исполнительный орган общества формируется высшим органом. В состав исполнительного органа могут входить лица, не являющиеся участниками общества. Задачами исполнительного органа является реализация решений высшего органа и руководство текущей деятельностью общества. Исполнительный орган представляет общество в отношениях с третьими лицами, заключает сделки, совершает иные действия правового характера от имени общества. Исполнительный орган решает все вопросы деятельности общества, за исключением относящихся к компетенции высших органов. Этот принцип закреплен в ст. 47, 62 Закона «О хозяйственных обществах». Законодатель не перечисляет подробно все вопросы, относящиеся к ведению исполнительного органа общества - он только устанавливает правило, в силу которого исполнительный орган принимает любые решения (нормативного, оперативного или оперативно- управленческого характера) за исключением тех, правом принятия которых обладает высший орган.

Контролирующий орган формируется из числа участников общества его высшим органом. В хозяйственных обществах функции контролирующего органа выполняет ревизионная комиссия, а в акционерных обществах - также наблюдательный совет. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово – хозяйственной деятельностью исполнительного органа хозяйственного общества, проводит проверки этой деятельности и дает заключения по годовым отчетам и балансам. Поскольку ревизионная комиссия не выражает волю хозяйственного общества и не наделена правом совершения действий от его имени, она по существу не может быть отнесена к органам управления общества. Ревизионная комиссия может быть названа специальным (вспомогательным) органом высшего органа общества, задачей которого является помощь участникам в осуществлении эффективного контроля над финансами и имуществом общества, принятии обоснованных решений в данной области.

По решению высшего органа часть его функций может быть передана его исполнительному органу, а в акционерном обществе – наблюдательному совету.
В Законе Украины «О хозяйственных обществах» закреплен ряд полномочий, относящихся к исключительной компетенции высшего органа, эти полномочия не могут быть переданы другим органам общества, а именно: внесение изменений в учредительные документы общества, утверждение годовых результатов деятельности общества, отчетов и заключений ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли и покрытия убытков, создания. Реорганизации и ликвидации дочерних предприятий, филиалов и представительств, принятии решения о прекращении деятельности общества и некоторые другие вопросы исключительной компетенции высшего органа общества. Указанное правило служит для защиты интересов участников общества, которые в некоторых случаях могут быть вообще устранены от участия в управлении обществом.
Кроме того, вопросы, которые прямо или косвенно имущественные интересы участников, не должны решаться исполни- тельным органом.

Должностными лицами органов управления хозяйственного общества являются лица, избранные или назначенные на соответствующие должности и выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольные или представительские функции. Следует обратить внимание, что в данной работе речь идет только о должностных лицах органов управления, персонал хозяйственного органа может включать и иные категории должностных лиц, которые не входят в структуру органов управления хозяйственного общества.

Действующее законодательство содержит ряд ограничений относительно возможности лиц быть избранным (назначенным) в состав органов управления хозяйственным обществом, так не могут входить в органы управления обществом лица: а) члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и иных органов исполнительной власти, военнослужащие, должностные лица органов прокуратуры, суда, органов государственной безопасности, внутренних дел, хозяйственного суда, государственного нотариата, а также должностные лица органов государственной власти, кроме случаев, когда государственные служащие выполняют функции по управлению акциями (долями, паями), принадлежащими государству и представляют государство в совете общества или ревизионной комиссии. Лица, которым суд запретил заниматься определенной деятельностью не могут быть должностными лицами тех обществ, которые осуществляют этот вид деятельности. Лица, имеющие непогашенную судимость за хищения, взяточничество и другие корыстные преступления, не могут занимать в органах управления хозяйственных обществ руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью.

Законом Украины «О хозяйственных обществах» не определен количественный состав органов управления, за исключением ограничения, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью, в силу которого состав ревизионной комиссии не может быть менее 3-х человек.
Количественный состав органов управления обществом должен быть обязательно определен уставом или иным внутренним нормативным актом хозяйственного общества.

Порядок выдвижения лиц в органы управления обществом и механизм их избрания должны быть четко определены в уставе или иных актах хозяйственного общества.

Отношения с членами органов управления обществом после их избрания на должность в установленном порядке могут оформляться при помощи: контракта, срочного трудового договора, гражданско-правового договора, и т.д.

Ответственность должностных лиц органов управления обществом устанавливается действующим законодательством Украины уставом и иными внутренними нормативными актами общества, например Положением о должностных лицах органов управления обществом или Положением о порядке привлечения к ответственности должностных лиц органов управления хозяйственного общества и т.д. Нормы об ответственности обязательно должны включаться в содержание трудовых договоров, контрактов или гражданско-правовых договоров с членами органов управления общества.

За ненадлежащее исполнение своих обязанностей, должностные лица органов управления могут нести ответственность как перед обществом
(дисциплинарную, гражданско-правовую) так и перед государством
(административную или уголовную).

2.5. Материальная основа создания и деятельности хозяйственных обществ

Обязательным признаком любого юридического лица является наличие у него обособленного имущества. Закрепленное за хозяйственным обществом имущество составляет материальную базу его деятельности.

Несколько слов о материальных основах предпринимательской деятельности. В статье 6 Закона Украины « О собственности» от 7 февраля 1991 года говорится: «…собственник вправе использовать принадлежащее ему имущество для осуществления предпринимательской деятельности. Результаты хозяйственного использования имущества (изготовленная продукция, полученные доходы) принадлежат собственнику этого имущества, если иное не установлено законом или договором. Собственник средств производства и иного имущества, вправе создать в установленном законом порядке предприятие, организацию, являющиеся юридическим лицом.
Юридическое лицо осуществляет право владения, пользования и распоряжения закрепленным имуществом собственника в соответствии со своим уставом (положением)».

Здесь идет речь, прежде всего о материальных основах предпринимательской деятельности.

В статье 13 Закона Украины «О предпринимательстве» говорится о гарантиях имущественных прав предпринимателя со стороны государства:
«Государство гарантирует неприкосновенность имущества и собственности предпринимателя. Изъятие государством у предпринимателя его основных и оборотных фондов и другого используемого им имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Украины».

«Убытки, причиненные предпринимателю вследствие нарушения гражданами, юридическими лицами и государственными органами его прав, охраняемых законом, возмещаются предпринимателю в соответствии с действующим законодательством»8. Государство не только гарантирует имущественные права предпринимателя, но и оказывает последнему материальную поддержку. В статье
14 Закона Украины «О предпринимательстве» указывается: «В целях создания благоприятных

8Ст. Закона Украины «О предпринимательстве» организационных и экономических условий для развития предпринимательства, государство на условиях и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, предоставляет земельные участки, передает предпринимателю государственное имущество (производственные и нежилые помещения, законсервированные и нежилые объекты и сооружения, неиспользуемое оборудование), необходимое для осуществления предпринимательской деятельности…», и далее: «… содействует организации материально технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров, осуществляет первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их в кредит предпринимателю, стимулируется помощью экономических рычагов
(целевых субсидий, налоговых льгот и т.п.) модернизацию технологий, инновационную деятельность, освоение новых видов продукции и услуг, предоставляет предпринимателям целевые кредиты и т.д.».

Статья 12 Закона Украины «О хозяйственных обществах» определяет источники формирования имущества общества.
Хозяйственное общество является собственником:
- имущества, переданного ему учредителями и участниками в собственность;
- продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной деятельности;
- полученных доходов;
- иного имущества, приобретенного на основаниях не запрещенных законом.

Часть 4 статьи 10 Закона Украины «О предприятиях в Украине» помимо указанных источников также называет: кредиты банков и других кредиторов, бюджетные инвестиции и дотации, приобретение имущества, безвозмездные или благотворительные взносы и др. Имущество может передаваться участниками не только в собственность, но и в пользование хозяйственному обществу. В качестве вклада при этом в учредительных документах указывается не сам материальный объект, а имущественные права. Например, оборудование может передаваться обществу в собственность или только на праве пользования. В первом случае вкладом будет выступать само оборудование, во втором - право пользования этим оборудованием, соответственно, различной будет и оценка этих вкладов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.