Рефераты. Правовые проблемы регулирования деятелности хозяйственных обществ






p> Хозяйственное общество - это родовое понятие, охватывающее несколько организационных форм. Хозяйственное общество может существо только в одной из предусмотренных действующим законодательством форм.

Организационно-правовая форма хозяйственного общества – это законодательно закрепленный вид общества, для которого установлен определенный правовой режим организации, деятельности и ликвидации.

Закон «О хозяйственных обществах» называет пять организационно- правовых форм хозяйственного общества: o акционерные общества; o общества с ограниченной ответственностью; o общества с дополнительной ответственностью; o полные общества; o коммандитные общества.

Среди указанных видов наиболее распространенными в предпринимательской практике Украины являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Эти организационно – правовые формы отличаются по таким параметрам, как порядок создания, формирования имущества, необходимого для ведения хозяйственной деятельности, особенностями организации управления, правового статуса и ответственность участников, порядку ликвидации.

Государственная регистрация хозяйственных обществ проводится в соответствии со ст.8 Закона «О предпринимательстве» и положением о государственной регистрации, органами государственной регистрации, которыми являются исполкомы городских районных, районные в г. Киеве и Севастополе государственные администраций, исполнительные органы местного самоуправления по месту нахождения хозяйственного общества.

Для регистрации подаются следующие документы:

1) Устав и учредительный договор (для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью); учредительный договор для полных и коммандитных обществ;

2) регистрационная карточка установленного образца, которая является одновременно и заявлением о государственной регистрации;

3) документ, удостоверяющий о внесении платы за государственную регистрацию;

4) документ, свидетельствующий о внесении вкладов в уставный фонд общества в установленном порядке и размерах;

5) документы, подтверждающие местонахождения общества по указанному в учредительных документах адресу: договор купли- продажи, мены, дарения, аренды, лизинга, безвозмездного пользования имуществом, о совместной деятельности, учредительный договор и др.

Перечень данных документов является исчерпывающим. Орган государственной регистрации не имеет права требовать предоставления иных документов.

Орган государственной власти формирует регистрационное дело хозяйственного общества, фиксирует дату поступления документов в журнале учета регистрационных дел и выдает заявителю соответствующую справку. Не позднее 5 дней (при ускоренной регистрации - течение одного рабочего дня со дня подачи всех документов орган государственной регистрации вносит хозяйственное общество в Реестр субъектов предпринимательской деятельности и выдает свидетельство о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности установленного образца с проставленными идентификационным кодом юридического лица.

В постановлении Кабинета Министров Украины «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 25.05.1998г. №
740 указано, что орган регистрации выплачивает заявителю 20% регистрационного сбора за каждый просроченный день государственной регистрации, но не более размера внесенной заявителем платы за регистрацию (п. 8).

2.3. Общие черты и отличительные особенности различных видов хозяйственных обществ

Рассмотрим общую характеристику каждого из видов обществ.

Акционерное общество. Согласно Закону Украины « О хозяйственных обществах» акционерным признается общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций.

Характерные черты акционерного общества – это хозяйственная организация корпоративного типа; имеет статус юридического лица; имеет собственное имущество, которое принадлежит АО на праве собственности (средств и имущества, уплаченных за акции, изготовленной продукции, полученных доходов, имущества, приобретенного за счет собственных и заёмных средств и на иных законных основаниях); уставной капитал разделен на доли равной номинальной стоимости, которые именуются акциями; ответственность акционерного общества по своим обязательствам только имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности. К характерным чертам акционерных обществ следует отнести отсутствие дополнительной имущественной ответственности по обязательствам общества, число учредителей акционерного общества не может быть менее двух (за исключением случаев создания АО на базе государственных предприятий в процессе корпоратизации и приватизации, где учредителем является одно лицо – уполномоченный орган государства); обязательность имущественного участия акционерного акционеров в АО и необязательность персонального участия в деятельности АО; обязательное наличие уставного и резервного фондов, требования к минимальному размеру, соотношение и порядок формирования которого определяются Законом (уставный фонд не меньше суммы, эквивалентной 1250 минимальным заработным платам; резервный фонд не меньше 25 % от уставного и пополняется за счет ежегодных отчислений, которые не могут быть меньше 5 % суммы чистой прибыли); корпоративный характер управления и соответствующая система органов управления: высший орган управления акционерного общества - общее собрание акционеров; исполнительный – правление, контрольный - ревизионная комиссия и наблюдательный совет. Участие акционеров в управлении зависит от качества акций, которые принадлежат им на праве собственности. К характеристикам акционерного общества следует отнести возможность привлечении инвестиций на условиях передачи в собственность привилегированных акций; выход акционера из общества путем отчуждения принадлежащих ему акций.

Закон Украины «О хозяйственных обществах» называет два вида акционерных обществ: открытое акционерное общество, акции которого могут, распространятся путем открытой подписки и купли – продажи на биржах, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются на биржах, акции которого распределяются между учредителями, и не могут распространяться, покупаться, продаваться на бирже.

Отличия между открытым акционерным обществом и закрытым акционерным обществом заключаются в:

1) порядке размещения акций в ОАО – путем подписки и свободной купли – продажи на фондовом рынке, в ЗАО – размещением среди учредителей;

2) порядке движения участников (в ОАО – свободный, в ЗАО – ограниченный);

3) видах акций, которые выпускается этими обществами (ОАО может выпускать как именные акции, так и акции на предъявителя, в ЗАО
- только именные);

4) порядке создания (у ОАО он достаточно сложный, что связано с размещением среди неопределенного числа лиц путем подписки, и, следовательно, наличием этапов, не свойственных ЗАО: регистрации информации об акциях, объявления о подписке, процедуры подписки, решения на учредительном собрании вопросов, связанных с результатами подписки);

5) минимальный размер оплаты акций на момент созыва учредительского собрания (у ОАО - не меньше чем 30 %, а у ЗАО – 50% номинальной стоимости акций);

6) перечень обязательных для рассмотрения на учредительном собрании вопросов (у ОАО – значительно больший, что связано с результатами подписки на акции ОАО);

7) объём обязанностей и ответственности учредителей: у учредителей ОАО они значительно большие, что связано с подпиской на акции (обязанность вернуть лицам, подписавшимся на акции, уплаченные ими суммы в случае: если подписка не состоялась; если учредительное собрание с необходимым кворумом не удалось собрать ни в первый, ни во второй раз);

8) объем публичности деятельности (у ОАО он значительно больше, что связано с размещением акций среди неопределённого числа лиц, и предусматривает информирование всех заинтересованных лиц через органы массовой информации о подписке на акции, о результатах финансово- хозяйственной деятельности).

Порядок выпуска акций акционерных обществ следует рассмотреть подробнее.

Выпуск (эмиссия) акций подразделяется на четыре этапа.

Первый этап – регистрация информации о выпуске акций. Для регистрации такой информации в Государственную комиссию по ценным бумагам согласно временному Положению о порядке регистрации выпуска ценных бумаг и информации о их выпуске подается пакет следующих документов:

. - заявление на регистрацию информации о выпуске, который планируется;

. - платежное поручение на сумму 0.1% от общей суммы эмиссии.

Эта сумма перечисляется на расчётный счёт финансового органа по месту регистрации;

. проспект эмиссии.

Акции, которые предлагаются для открытой продажи, допускаются для размещения не ранее как за 30 дней после опубликования сообщения об их выпуске.

Второй этап – опубликование информации об эмиссии. После регистрации эмитент обязан опубликовать в официальном издании фондовой биржи сведения о регистрации эмиссии не менее чем за 10 дней до начала подписки на эти ценные бумаги.
В информацию о выпуске ценных бумаг должны быть включены следующие сведения: o характеристика эмитента, а именно:
. название эмитента, местонахождение, дата основания, предмет деятельности;
. удостоверенные аудитором бухгалтерский баланс и расчет финансовых результатов (прибыль, убытки) за последние три года или за каждый завершенный финансовый год с момента создания, если срок меньше трех лет;
. бухгалтерский баланс по состоянию на конец последнего квартала перед принятием решения о выпуске ценных бумаг;
. отчет об уставном фонде (общий объём, объем оплаченной части);
. численность служащих, а также основные профессиональные данные по руководящим работникам, прежде всего – образование, квалификация, производственный стаж. o Характеристика деловой деятельности эмитента, удостоверенная аудитором, прежде всего:

. информационные сведения о производстве, реализации, научных достижениях и инвестициях;

. данные об эмиссии ценных бумаг;

. перечень и результаты предыдущих эмиссий ценных бумаг, а также распределение ценных бумаг по видам;

. количество именных акций ( предыдущих эмиссий), в том числе акций, находящихся в собственности руководителей эмитента;

. срок погашения (для облигаций).

Эта информация должна быть подписана эмитентом и торговцем ценными бумагами, если эмитент пользовался услугами последнего.
Сведения, содержащиеся в публикации, должны отвечать реальной действительности и содержать информацию не более чем за предыдущие
6 месяцев.

Следующий этап – регистрация выпуска акций общества. Регистрация выпуска осуществляется на основании заявления на регистрацию ценных бумаг, нотариально удостоверенной копии решения о выпуске ценных бумаг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.