Рефераты. Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ






p> К правовой основе деятельности государственной налоговой службы относятся подзаконные акты издаваемые Государственной налоговой службой и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей Российской Федерации. Это инструкции, разъяснения, письма и т.д. По каждому закону о федеральном налоге существует соответствующая инструкция о порядке их применения.

Одно из важнейших изменений в налоговом законодательстве, который внес
Налоговый кодекс РФ - изменение статуса инструкций, писем и других документов госналогслужбы. Данные документы, согласно ст. 31 Налогового кодекса РФ не входят в налоговое законодательство РФ. Для налогоплательщиков, налоговых агентов объязательными к применению являются только формы налоговой отчетности и порядок их заполнения, утверждаемые
Госналогслужбой в случаях, предусмотренных законодательством. Все остальные акты Госналогслужбы объязательны только для налоговых органов. Иначе говоря, налогоплательщик сможет ссылаться на нормативные акты
Госналогслужбы в суде, если действия налоговой инспекции им противоречат, а налоговые органы вправе обосновывать свою позицию исключительно положениями
Налогового кодекса РФ, закона, акта законодательного органа субъектов
Федерации или представительного органа местного самоуправления, т.е. акта налогового законодательства.

Особо следует сказать о правовой базе деятельности государственной налоговой службы в республиках в составе России.

Кроме названных нормативных актов к источникам налогового законодательства относятся Конституции республик в составе России, постановления и распоряжения их высших представительных и исполнительных органов государстсвенной власти. Учитывая, что система налогов, взымаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской
Федерации устанавливаются федеральным законом, нормативные акты республик в составе России не могут входить в противоречие с общероссийским налоговым законодательством.

Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения издаются представительными органами и администрацией краев, областей, автономной области и автономных округов, а также городов и районов.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления по введению региональных и местных налогов определены Конституцией Российской Федерации, ст.4 НК
РФ, ст.20-21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Законом РФ от 28.08.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации».1 На определенных этапах развития государства они регулируются Указами Президента Российской Федерации и постановлениями
Правительства Российской Федерации, принимаемыми ими в соответствии с их полномочиями по совершенствованию налогового законодательства, укреплению платежной дисциплины.

В настоящее время в регионах России сложилась определенная система региональных и местных налогов и сборов, которые оказывают существенное влияние на формирование доходной части региональных и местных бюджетов.

Практически повсеместно введен региональный сбор на нужды образовательных учреждений, в большинстве административно-территориальных образований (городах и районах) введены и действуют по 6-7 местных налогов и сборов, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Поступления от региональных и местных налогов и сборов, вводимых органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления составили в I полугодии 1998 года 14,5 млрд. рублей, что составляет 5,4 процента от всех налоговых поступлений и 10,3 процента от поступлений в бюджеты территорий или возросли против соответствующего периода 1997 года на 27 процентов.

В республиках Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Карелия,
Алтайском, Приморском, Хабаровском краях, Камчатской, Ленинградской,
Липецкой, Нижегородской, Псковской, Саратовской, Сахалинской областях, г.Москве поступления от этих налогов и сборов составили от 12 до
30 процентов от поступлений в бюджеты территорий.

Анализ структуры поступлений от указанных платежей свидетельствует, что основную долю в них составляют поступления от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 9823,7 млн. руб. или 70 процентов; значительны поступления от сбора на нужды образовательных учреждений 1451,3 млн. рублей или 10 процентов; все более существенную роль занимают в структуре местных налогов и сборов поступления от сборов, связанных с осуществлением торговой деятельности, что свидетельствует об ужесточении контроля за доходами в этой сфере, в частности за торговлей винно-водочными изделиями.

В последнее время работа с региональными и местными налогами и сборами проводится налоговыми органами в тесном взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, местного самоуправления, финансовыми и правоохранительными органами. Это прежде всего отражается в подготовке проектов нормативных актов по введению, порядку исчисления и уплаты этих налогов, выявлению налогоплательщиков, укрывающихся от их уплаты, полноте отражения получаемых доходов от предпринимательской деятельности.

В целях координации этой работы при органах законодательной и исполнительной власти созданы постоянные рабочие группы по налоговой политике, в состав которых включены налоговые работники.

Во многих регионах приняты специальные законы, определяющие основные принципы регионального и местного налогообложения.

Получает развитие взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами, налоговой полицией, торговыми инспекциями, санэпидемнадзора по контролю за выполнением решений местных органов власти по местным налогам, проведению повсеместных рейдов, проверок.

Проводимая работа дает положительные результаты - нормативные акты в большинстве случаев приведены в соответствие с действующим законодательством, отменены некоторые малоэффективные налоги и сборы.
Проведена значительная работа по отмене дополнительных налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодательством.

Вместе с тем, работа по контролю за региональными и местными налогами и сборами, вводимыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, требует дальнейшего усиления и совершенствования. Это определяется следующими обстоятельствами.

Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации»1 органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было предоставлено право вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством
Российской Федерации.

Используя предоставленное право указанные органы власти 70 регионов вводили в 1995-1996 годах дополнительные налоги и сборы.
Перечень дополнительных налогов составил более 100. Однако как показала практика целесообразность введения многих налогов себя не оправдала, они значительно усложняют налоговую систему, снижают эффективность контроля за их полнотой и своевременностью уплаты. Более того, многие дополнительные налоги вводились с нарушением действующего законодательства России, приводят к двойному налогообложению, ущемляют интересы налогоплательщиков.

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1214
«О признании утратившим силу пункта 7 Указа Президента Российской
Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов
Российской Федерации в 1994 году»1 в целях улучшения финансового состояния предприятий, облегчения налогового бремени и упорядочения установления и взимания региональных и местных налогов и сборов пункт
7 признан с 1 января 1997 года утратившим силу.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации Указом обязывались отменить свои решения о введении дополнительных налогов, не основанные на Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», и предложено органам местного самоуправления принять аналогичные решения в отношении местных налогов.

По запросу Конституционного Суда Республики Коми, администрации
Иркутской области, Алтайского краевого Законодательного Собрания,
Законодательного Собрания Владимирской и Волгоградской областной Думы,
Конституционный Суд Российской Федерации своим постановление от
21.03.97 г. № 5-п2 подтвердил конституционность положения абзаца второго пункта 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», в соответствии с которым органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации и учитывая Постановление Конституционного Суда, Госналогслужба России поручила налоговым органам совместно с органами власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления принять меры по отмене дополнительных налогов и сборов и приведении принятых решений и нормативных актов по таким налогам в соответствие с действующим налоговым законодательством.

Налоговыми инспекциями были направлены соответствующим органам власти предложения об отмене введенных налогов и сборов, а в необходимых случаях предложения в органы Прокуратуры. В большинстве регионов России эти вопросы рассмотрены на заседаниях представительных органов власти и приняты решения об отмене введенных дополнительных налогов и сборов. По сообщениям государственных налоговых инспекций органы законодательной и исполнительной власти на местах с пониманием отнеслись к исполнению требований Указа Президента Российской
Федерации и приняли решения об отмене непредусмотренных законодательством налогов и сборов.

Однако следует отметить, что в отдельных регионах органы власти ссылаясь на права, предоставленные им Конституцией Российской
Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также рекомендательный характер второй части пункта 2 Указа Президента
Российской Федерации от 18.08.96 № 1214, считают возможным не отменять данные налоги и сборы. Такие факты имеют место в
Московской, Новосибирской, Оренбургской областях, республиках
Карелия, Мордовия, Хабаровском крае.

Так, Законодательное собрание Республики Карелия не согласилось с предложением госналогинспекции о несоответствии решения «О налоге с продаж на винно-водочные изделия» действующему налоговому законодательству и с учетом того, что данный доходный источник заложен в бюджете Республики Карелия на 1997 год, указанный дополнительный налог не отменен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.