Рефераты. Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ






p> 5. Полномочия по применению мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства.

6. Полномочия по применению восстановительных мер для предотвращения или ликвидации убытков, нанесенных налогоплательщику или бюджету.

7. Полномочия по применению мер ответственности.

8. Полномочия по контролю за выполнением субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства о наличном денежном обращении.

9. Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.

10. Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных иными государственными и контрольными органами, исполнению судебных актов.

11. Полномочия по изданию инструктивных и методических указаний по применению законодательства о налогах.

В соответствии с Налоговым кодеком РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщиков сборов, налоговых агентов, представителей налогоплательщиков и иных объязанных лиц следующую информацию:

- документы, по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

- пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Одним из наиболее действенных способов налогового контроля является налоговая проверка. Налоговая проверка может быть камеральной или выездной.

Если камеральная налоговая проверка проводится в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных декларации и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах .

Налогоплательщик, к которому для проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. При этом налоговый орган не может провести в один год две выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика, за исключением случаев, когда вторая проверка связана с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Налоговые органы для осуществления своих функции, в том числе и функции налогового контроля , должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы.
Перечень этой информации, представляемой налоговым органам, приведен в ст.
85 НК РФ .В соответствии с этой статьей информация предоставляется органами :

- осуществляющими регистрацию организации ;

- регистрирующими физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- выдающими лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, деятельность которых направлена на систематическое получения дохода, и не подлежащим регистрации;

- регистрирующими физические лица по месту жительства либо факт рождения и смерти физических лиц;

- осуществляющими учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, расположенного на подведомственной им территории;

- опеки и попечительства, воспитательными, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения и иными аналогичными учреждениями;

- уполномоченными совершать нотариальные действия и нотариусами, осуществляющими частную практику.

Банки обязаны сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя, иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 83 НК РФ.

Кроме того, налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговой проверки у налогоплательщика документы. Однако основания изъятия по Кодексу значительно отличаются отпредусмотренных в п. 7 ст. 7 Закона о
Государственой налоговой службе. Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания пологать, что эти документы будут уничтожены. сокрыты, изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки.

С вступлением в силу Налогового кодекса п.7 ст. 7 Закона о
Государственной налоговой службе в части, противоречащей абз. 4 п. 1 ст. 21
Кодекса, не применяется.

На основании письменного уведомления налогоплательщик может быть вызван в налоговые органы для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) им налогов.

Право осматривать (обследовать) помещения, используемые налогоплательщи- ком, было установлено и ранее Законом об основах налоговой системы (подп.
«б» п. 2 ст. 14).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона о Государственной налоговой службе налоговые органы вправе определять суммы налогов граждан исходя из дохода по аналогичным видам предпринимательской деятельности. Такое право предоставляется им только в случае отказа граждан допустить налоговые органы к обследованию помещений, используемых для извлечения доходов. В отношении организаций, указанное право налоговым органом было предоставлено в соответствии с п. 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 «Об осуществлениии комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных объязательных платежей».1

По сравнению с ранее действовавшим законодательством Налоговым кодексом налоговые органы наделены правом определять сумму налога расчетным путем также в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшие к невозможности исчислить налоги.

Новшеством в налоговом законодательстве является предоставление налоговым органом самостоятельно проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Под инвентаризацией понимается способ проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным учета. Она проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского и налогового учета.

Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных объязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

В связи с принятием Налогового кодекса наиболее существенные изменения произошли в регулировании права налоговых органов производить взыскание налогов пеней и штрафов. В силу п. 1 ст. 45 Кодекса принудительное взыскание налога с организации производится, как правило, в бесспорном порядке, с физического лица - в судебном порядке. В таком же порядке решается и вопрос взыскания пеней. Конституционный Суд РФ признал в своем постановлении от 17 декабря 1996 года не соответствующим Конституции РФ положения о праве налоговых органов и органов налоговой полиции производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия.1 По этому вопросу имеется также аналогичное определение Конституционного суда
РФ от 6 ноября 1997 года.2 Налоговый кодекс РФ с учетом положений
Конституционного суда РФ определил, что налоговые органы могут взыскивать в бесспорном порядке только налоги и пени. Взыскание штрафных санкций осуществляется исключительно по решению суда.

Налоговые органы вправе предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций (штрафов) за налоговые правонарушения. Следует подчеркнуть, что налогоплательщик не вправе требовать от налоговых органов предоставления отсрочки или рассрочки по уплате штрафов - это исключительное право налоговых органов.

Налоговый кодекс ввел новые права налоговых органов по вызову в качестве свидетелей любых физических лиц, которым могут быть известны какие
- либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля с компенсацией им расходов на проезд к местонахождению и пребывание в налоговом органе. Налоговый орган вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

При обнаружении нарушений в порядке выдачи лицензий на право осуществления определенных видов деятельности или нарушений условий лицензий налоговые органы вправе заявлять ходатайства перед органами, выдавшими лицензии, об анулировании данных лицензий или о приостановлении их действий.

В п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ определены шесть конкретных видов исков, с которыми налоговые органы вправе обращаться в суды;

- о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения;

- о признаниии недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно- правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

- о признании сделок недействительной и о взыскании в доход государства приобретенного по таким сделкам имущества в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации;

- о взыскании в доход государтсва имущества, неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате совершения иных незаконных действий;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.

Кроме того, Налоговым кодексом могут быть установлены иные случаи для подачи исковых заявлений налоговыми органами.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)»1 правом на обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате объязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

Кодексом и иными федеральными законами могут быть предоставлены иные права налоговым органам.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 года № 483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»2 и Постановлением Правительства Российской Федерации о 17 июля 1998 г. № 793 «Вопросы Государтсвенной налоговой службы Российской Федерации»3 на Государственную налоговую службу возложено осуществление функций государственного регулирования и межотраслевой координации по вопросам государственной политики в области производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции , функциональное регулирование деятельности в данной сфере, в том числе лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции с содержанием этилового спирта и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции. Государственная налоговая служба является правопреемником упраздненного Государственного комитета по обеспечению монополии на алкогольную продукцию в отношении функций, прав и объязанностей этого комитета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.