Рефераты. Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ






p> 31 декабря 1991 года Указом Президента РФ "О государтственной налоговой службе" органы налоговой службы были выделены из Министерства РФ и преобразованы в систему центральных органов государтсвенного управления с подчинением Президенту и Правительству РФ. В марте 1992 года при налоговой службе были образованы специальные подразделения по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогового законодательство, а также обеспечению безопасности деятельности этой службы и ее сотрудников под названием Главное управление налоговых расследований. В последствии в июне
1993 года это подразделение было преобразовано в федеральные органы налоговой полиции как самостоятельный орган.

Передача все новых полномочий Государственной налоговой службе, на которых мы остановимся в других разделах данной работы, привело к необходимости придать ему статус Министерства и Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам"1 Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразовано в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

Глава 2. Организация деятельности Государственной налоговой службы.

2.1 Правовая база деятельности Государственной налоговой службы.

В соответствии с Положением о Государственной налоговой службе
Российской Федерации1 ее центральный аппарат и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РФ»,
Налоговым кодексом РФ, другим законодательством Российской Федерации и республик в ее составе, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями высших органов представительной власти
Российской Федерации и республик в составе России, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов государственной власти краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов и районов в городах по налоговым вопросам.

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую , силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской
Федерации. В ст.ст. 57, 71, 72, 75, 106 Конституции РФ определяются субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компотенция
Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении.

Конституционные нормы находят детализацию в законах и подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения.

При характеристике правовой основы деятельности госналогслужбы такое деление имеет теоретическую и практическую значимость. Принятый в
1991—1992 г. пакет нормативных актов можно представить двумя блоками.
Первый включает в себя законы и подзаконные акты, определяющие порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру, компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы налогообложения и т. д. Второй состоит из законов по конкретным видам налогов, с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушения законодательства. В данной работе нами рассмотрен первый блок этих нормативных актов и другие нормативные акты принятые в последующие года, изданные в следствии развития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования

Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе
РСФСР» соотносится к первому блоку нормативно-правовых актов. Фактически это и первый российский закон, определивший задачи и структуру государственной налоговой службы в условиях начинавшихся тогда рыночных реформ, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами. Здесь же предусматривается ответственность государственных налоговых инспекций и их должностных лиц за совершенные по службе правонарушения, социальные гарантии сотрудников налоговых инспекций и их семей в случае гибели или получения увечий сотрудниками при исполнении служебных обязанностей.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» от 27 декабря 1991 г.1 впервые на законодательном уровне определил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд положений, носящих принципиальный характер, нашли закрепление в отдельных нормах закона. Так были определены права и объязанности налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут взыматься на территории федерации, в субъектах федерации и на местах на уровне районов и городов без районного деления. В соответствии со ст. 24 этого Закона контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов осуществляется налоговым органом в соответствии с Законом
Российской Федерации «О Государственоной налоговой службе Российской
Федерации» и иными законодательными актами.

Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» установил право налоговых органов налогать и взыскивать с налогоплательщиков финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.

В своей деятельности Государственная налоговая служба руководствуется и придерживается положений законов РФ по различным видам налогов. Например, для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства при операциях с ценными бумагами органы госналогслужбы руководствуются
Законом РФ. «О налоге на операции с ценными бумагами».
Значительные сложности в реализации этого закона связаны с нормативным урегулированием рынка ценных бумаг. Практика последних лет свидетельствует о проблемах, связанных не только с уплатой налогов акционерными обществами и компаниями, работающими с ценными бумагами, но и откровенным мошенничеством правлений ряда крупных фирм по отношению к десяткам и сотням тысяч своих акционеров. Вот почему законные и обоснованные действия налоговой службы при проверке этой категории плательщиков способствуют с одной стороны максимальным поступлениям налогов в государственный бюджет, с другой — выполняют важную, профилактическую функцию по предупреждению банкротств и разорения владельцев ценных бумаг. Или же Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц»1 , который определяет взаимоотношения налоговых органов и работодателей, которые сами по себе не являются плательщиками подоходного налога , а являются налоговыми агентами, по отношению к своим работникам, с которых они удерживают налог и перечисляют в бюджет. А налоговый орган в данном случае контролирует организации по вопросу правильности начисления, удержания и своевременности перечисления подоходного налога в бюджет.

Как инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской
Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, В Налоговом кодексе Российской Федерации действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач: построение стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства; развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками; создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени; формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование налогового администрирования.

По своей тематике и кругу регулируемых вопросов часть 1 Налогового кодекса близка к утративщему силу с 1 января 1999 года Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», и после введения ее в действие она заменила указанный Закон. Однако за счет вовлечения в законодательное регулирование большого числа новых вопросов и отношений, а также за счет более глубокой проработки действующих правил и норм объем первой части Налогового кодекса значительно превосходит объем Закона.

В обшей части Налогового кодекса в целях создания справедливой и эффективной налоговой системы много внимания отведено вопросам создания единого налогового правового порядка, обеспечения законности для всех участников налоговых отношений. Налоговый кодекс призван обеспечить создание самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, имеющей свой собственный предмет, принципы, методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов и сборов, устранить правовой хаос и пробелы в действующем налоговом законодательстве.

Следующим элементом правовой основы деятельности госналогслужбы являются Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 года № 340 «О Государстенной налоговой службе Россиской
Федерации» были утверждены Положение о Государственной налоговой службе
Российской Федерации, Гарантии правовой и социальной защиты работников
Государтсвенной налоговой службы Российской Федерации и Положение о классных чинах работников Государственной налоговой службе Российской
Федерации. В названных нормативных актах говорится о задачах и структуре налоговых органов, их основных и факультативных функциях, правах и объязанностях и социальных гарантиях сотрудников.

Так же как и Указы Президента РФ, постановления и распоряжения
Правительства РФ по налогам и другим объязательным платежам являются самостоятельным источником налогового права. Их содержание в большинстве случаев связано с определением налоговых и акцизных ставок. Иногда прямо в законе о том или другом налоге содержится отсылочная норма, предусматривающая регулирование отдельных налоговых отношений нормативными актами Правительства РФ. Примером может служить Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.91 г. № 1738-1, где говорится, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.