Рефераты. Государство и общество






Напротив, в сообществах "слабых государств" инициатива в обеспечении "всеобщего блага" принадлежит гражданскому обществу. "Слабое государство", с одной стороны, поощряет развитие различного рода ассоциаций, групп по интересам, терпимо относится к проявлениям местничества, с другой – ограничивает привилегии и рост бюрократии. Это создает благоприятные условия для развития плюралистической демократии. Таким образов, в демократических общественно-политических системах "слабых государств" гражданское общество сохраняет гораздо большую степень самостоятельности и независимости от государства, чем в обществах "сильных государств".

Следует однако отметить, что в реальной политической практике "сильное государство" нередко проявляет себя слабым, неспособным навязывать свою волю определенным социальным группам. И, наоборот, "слабое государство" при определенных обстоятельствах способно проявить себя как сильное и проводить вопреки сопротивлению каких-либо сил в обществе свою политику.

Из двух рассмотренных моделей взаимодействия государства с гражданским обществом применительно к современной демократически устроенной федерации в качестве идеальной конструкции ей более соответствует вторая модель, т.е. гражданское общество "слабого государства". Федеративная организация гражданского и политического общества создает все условия для ограничения властного могущества государства. Поэтому в подлинно федеративных системах гражданское общество, взаимодействуя с государством, обладает реальными возможностями установить пределы его полномочий по властному регулированию социальных отношений. Однако повышение самостоятельности гражданского общества предполагает наличие достаточно развитых и независимых от власти механизмов собственной саморегуляции, важнейшим из которых является право.

Следовательно, нормальное функционирование федерации с высоким уровнем самостоятельности гражданского общества возможно при условии высокой ответственности по соблюдению правозаконности со стороны всех субъектов гражданского общества, что, в свою очередь, свидетельствует об определенной степени развития зрелости этого общества. Право в этом случае выступает не только в качестве основного, регулирующего социальные отношения механизма, но и как проявление меры свободы, самостоятельности гражданского общества, его институтов и отдельных граждан.

Таким образом, в подлинно федеративных системах отношения между государством и гражданским обществом строятся на договорно- конституционной основе и механизме взаимного правового регулирования. Поэтому подлинно федеративное сообщество может быть только демократическим, а государство как политический институт – правовым.

 

Современные федерации.

Чтобы разобраться в особенностях федерализма как территориальной формы демократической организации гражданского общества и государства, необходимо знать, как устроена современная модель федеративного государства.

В отличие от унитарного государственного устройства, где имеется единый центр, наделенный всей полнотой государственной власти, федеративное устройство предполагает, наряду с общефедеральным центром, наличие центров правления федерированных единиц (субъектов федерации), которые обладают определенными, достаточно независимыми от центра властными функциями и полномочиями.

Кроме того, у субъектов федерации, в отличие от административно- территориальных единиц унитарного государства, имеются атрибуты государственности. Можно выделить по крайней мере четыре основных признака, доказывающих, что федерированные единицы – это государственные образования: 1. Субъекты федерации имеют свою конституцию и свою законодательную систему. 2. Наличие у субъектов федерации относительно независимых от федерального центра органов законодательной, исполнительной и судебной власти, наделенных самостоятельными полномочиями. 3. Субъекты федерации имеют собственную территорию, неприкосновенность которой гарантируется федеральной конституцией. 4. Субъекты федерации имеют собственные финансовые ресурсы и бюджет.

Однако несмотря на это федерированные государственные образования не обладают главным атрибутом государства – суверенитетом, а поэтому не имеют прав на его осуществление.

Таким образом, в современном федеративном устройстве государства имеется два относительно самостоятельных уровня правления, органы власти которых являются формально независимыми и не находятся в состоянии прямого иерархического соподчинения друг с другом.

Двухуровневая структура правления федеративного государства закладывается в процессе его формирования, который охватывает как институты власти и правовую систему, так и само общество. Важно подчеркнуть, что возникновение подлинно федеративного государства становится возможным лишь при условии согласия всех его частей образовать себя как единое союзное государство. Способы достижения такого согласия и пути формирования федерации могут быть самыми различными. Однако историческая практика свидетельствует, что наиболее распространены два способа. Один из них – это образование федерации путем самоорганизации "снизу". Такой путь формирования союзного государства означает добровольное, без какого-либо принуждения объединение суверенных государств, которые по взаимному согласию отказываются от своего суверенитета в пользу союза, наделяя единые центр федеральной власти полномочиями и средствами по его осуществлению. В отличие от конфедеративного союза, который можно расторгнуть в одностороннем порядке, соглашение об образовании федерации закрепляется в виде основного федерального закона (конституции), приобретающего высшую юридическую силу и не подлежащего пересмотру в одностороннем порядке. Классическим примером формирования федерации "снизу" являются CШA после принятия Конституции 1787 г. Сюда же можно отнести образование Швейцарской федерации после принятия Конституции 1784 г., а также создание Австралийского Союза в 1900 г.

Другой способ формирования федеративного государства можно назвать самоорганизацией "сверху". Причины перехода к федеративному устройству государства "сверху" различны. Это может быть распад имперского союза, усиление центробежных тенденций, угрожающих целостности неоднородного по составу населения унитарного государства и др. Однако в любом случае формирование подлинно федеративного государства "сверху" предполагает договорные процедуры между бывшим единым центром государственной власти и вновь возникшими центрами власти на периферии.

Зачастую такие договорные процедуры проходят в форме "торга", по сути представляющего собой борьбу за перераспределение властных полномочий между центром и периферией. Необходимо отметить, что эта борьба представляет собой отношения изначально неравносильных сторон. Поэтому необходимым условием договорного процесса в форме "торга" является отказ центрального правительства от демонстрации готовности применения силы. В этом случае становится возможным сформировать подлинно федеративную государственность, если договаривающимся сторонам удается заключить самообязывающую сделку и строго придерживаться заложенных в нем принципов. Итоги такого рода сделки фиксируются в федеральной конституции, где устанавливается приемлемое для всех сторон разграничение властных полномочий между двумя уровнями правления.

Примером формирования федерации в процессе непрерывного "торга" между центром и регионами является современная Россия. Сходные договорные процессы, в результате которых унитарные государства постепенно эволюционировали в федеративные, происходили и происходят в ряде стран Западной Европы, среди которых ближе всего к реальному федерализму перешли пока только Испания и Бельгия.

Таким образом, несмотря на различия в способах образования, подлинно федеративные государственные системы сближает одно качество: все они создаются на основе демократического договорного процесса, идущего между заинтересованными сторонами, решившими достигнуть соглашения и объединиться в единое союзное государство. Достигнутый на базе этого процесса договор окончательно формализуется в федеральной конституции, юридически закрепляющей двухуровневую структуру организации государственной власти и разграничивающей предметы ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.

Двухуровневая структура правления федеративного государства создает в обществе систему "двойного" гражданства, т.е. одни и те же граждане, проживающие в границах одной и той же государственной территории, подчиняются двум правительствам одновременно, являясь, с одной стороны, членами единого федеративного сообщества, а с другой – входят в состав сообществ региональных.

Поэтому современная демократически устроенная федерация может существовать как единая устойчивая целостная система при условии согласованного, сбалансированного взаимодействия между двумя уровнями государственной власти, а единственным универсальным регулятором во взаимоотношении этих двух уровней является федеральная конституция.

В федеративных государствах существует принцип верховенства федерального права по отношению к праву субъектов федерации. Так, Конституция США (статья VI) следующим образом устанавливает приоритет федерального права над правом субъектов федерации: "Настоящая Конституция и законы Соединенных Штатов, принимаемые во исполнение оной, равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены от имени Соединенных Штатов, являются верховным правом страны; и судьи в каждом штате обязаны следовать таковому праву, что бы ему ни противоречило в Конституции или Законах любого штата".

Кроме того, в целях поддержания стабильности и сохранения целостности федеративных систем, предусмотрены меры прямого принудительного воздействия, если это продиктовано соответствующей ситуацией. Например, в США по распоряжению президента на территории штатов могут вводиться войска для защиты их от "внутренних беспорядков" и защиты федеральных законов от самих штатов. Подобные конституционные предписания на случай введения чрезвычайного положения предусмотрены в конституциях Швейцарии, Канады, Индии. Конституция ФРГ предусматривает право федерального правительства применять в определенных случаях принудительные меры по отношению к землям.

Необходимо подчеркнуть, что федерация выступает также гарантом конституционных прав субъектов федерации и обязана защищать их автономную самостоятельность как целостных территориальных государственных образований.

Для эффективного и стабильного функционирования конституционно- юридического механизма федеративного государства особые функции признана выполнять независимая высшая судебная инстанция. Наделенная монопольным правом толкования федеральной конституции, она, с одной стороны, должна осуществлять функцию конституционного контроля и выступать в качество верховного арбитра в урегулировании споров и конфликтов – с другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.