Рефераты. Государство и общество






Государство и общество

Общество и власть.

Общество в широкой понимания этого термина представляет собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Однако для того, чтобы совокупность людей, объединенных общими конкретно-историческими условиями совместной деятельности, могла существовать как общество, т.е. как достаточно устойчивая целостная социальная система, необходима власть, поддерживающая стабильность и порядок в пределах территориальных границ, занимаемых данным обществом.

Непосредственно организующей и упорядочивающей силой общества выступает государство, обладающее монопольным правом на верховную власть и осуществляющее через систему государственных органов целенаправленное управление обществом. Поэтому государство как политическую форму организации общества не следует отождествлять с самим обществом.

Таким образом, власть и общество органически взаимосвязаны и в ходе своего развития прошли сложный процесс трансформации. Менялся и характер взаимоотношений между властью и обществом. Там, где произошел переход от традиционного (феодального) общества к современному (гражданскому), авторитарно-монархический режим сменил режим демократического конституционного правления. И, напротив, в тех странах, где не сформировалось достаточно зрелое гражданское общество, произошло установление тоталитарных или авторитарно-диктаторских режимов.

Проблемы формирования гражданского общества, переход к конституционному режиму функционирования политической системы как никогда актуальны для современной России. Изучение данного блока тем дает возможность осмыслить содержание таких политологических категорий как "гражданское общество", "федерализм", "конституционализм", "национализм" и ряд других, а также понять особенности взаимоотношений власти и общества в современных демократически устроенных федеративных системах.

Гражданское общество.

Идея гражданского общества прослеживается в трудах мыслителей Древней Греции и Рима, когда появилось понятие общества как совокупности граждан. Социально-философские концепции гражданского общества развивали выдающиеся мыслители ХVI–XVIII вв.: Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье и др. Однако классики политической мысли не разграничивали понятия гражданского и политического общества и отождествляли гражданское общество с государством.

Среди философов прошлого Гегель одним из первых предпринял попытку разграничить термины "гражданское общество" и "государство". Гегель также развил содержание понятия гражданского общества, рассматривая его не только как совокупность индивидов и отношений между ними, но и как сферу деятельности различных социальных институтов: товариществ, общин, корпораций.

На современные концепции гражданского общества определенное влияние оказала социология марксизма, основоположники которой К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали гражданское общество как результат исторического развития капиталистической общественно-экономической формации. Гражданское общество К. Маркс связывал главным образом с капиталистическими производственными отношениями, то есть с экономическим базисом, противопоставляя гражданскому обществу государство, которое он относил к надстройке.

В современной политической науке существуют различные точки зрения относительно природы гражданского общества. Согласно одной из них гражданское общество представляет собой общественную систему (социетальное сообщество), достигшую определенного уровня цивилизованности, проявляющегося в социально-экономическом и культурном развитии данного общества. Однако наибольшее распространение получила другая точка зрения, которая представляет гражданское общество как особую и относительно самостоятельную сферу жизни социума, противостоящую государству, т.е. гражданское общество и государство, согласно данной трактовке, рассматриваются как две противоположные стороны жизни общества, находящиеся в противоречивом единстве.

Необходимо отметить, что в науке пока нет единого толкования самого понятия гражданского общества. Здесь доминируют две точки зрения. Одна из них, идущая от раннелиберальной традиции, основывается на самоценности индивидуальной свободы, личной независимости, суверенитете личности, абсолютизации института частной собственности. В такой трактовке составляющие основу гражданского общества свободные индивиды обычно ставятся выше общества и государства. В этой связи необходимо отметить, что каждый человек, включенный в систему общественных взаимосвязей, воплощает в себе как индивидуальные, так и общественные свойства, т.е. представляет собой единство отдельного и общего. Поэтому трактовки гражданского общества, базирующиеся на полном противопоставлении индивидуального общественному, применительно к современной эпохе можно признать устаревшими.

В настоящее время наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой гражданское общество понимается, по определению К.С. Гаджиева, как "система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей". (Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 30).

Исторически формирование гражданского общества связано с развитием капиталистического способа производства, который способствовал утверждению идеологии индивидуализма. Гражданское общество появилось в результате раскрепощения индивидов, превращения их из подданных государства в свободных самостоятельных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность, и формировалось спонтанно снизу в процессе борьбы с социально-политической организацией сословно-феодального строя.

Гражданское общество как целостная социальная система имеет очень сложную структуру, которая включает в себя всю совокупность межличностных отношений, развивающихся вне рамок и без вмешательства государства. Базовыми структурными элементами гражданского общества являются независимые от государства социальные институты, реализующие индивидуальные и коллективные потребности людей.

Необходимо подчеркнуть, что институциональная структура гражданского общества не может представлять собой какой-либо завершенной конструкции в силу безграничного многообразия и подвижности человеческих интересов, группирующихся в бесконечной, разнонаправленной сети социальных ячеек общества. К основным институтам гражданского общества можно отнести, во-первых, различные негосударственные экономические, коммерческие и финансовые ассоциации; во-вторых, политические организации и объединения, не входящие в государственную систему и не обладающие властными функциями; в-третьих, ассоциации социальные с их разнообразным спектром целей и обилием форм; в-четвертых, организации социокультурные: семья, церковь, религиозные и этнические общины, независимые средства массовой информации, различного рода научные и творческие сообщества, клубы, организации по интересам и т.д.

Гражданское общество как самостоятельная форма социальной организации не может нормально функционировать без государства, которое по отношению к гражданскому обществу выступает как управляющая подсистема, призванная противодействовать обострению социальных конфликтов, дезинтеграции, хаосу. В то же время гражданское общество является не только объектом управления со стороны государства, но и самоуправляемой подсистемой.

Характерная особенность взаимоотношений в сфере гражданского общества – это принцип равноправия всех составляющих его социальных групп и институтов, независимо от их масштабов и места в общественной структуре. Поэтому, в отличие от системы государственного управления, построенного на основе жестких вертикальных связей и отношений, предполагающих принуждение и подчинение, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей, имеющих добровольный характер и исключающих какие-либо формы принуждения.

Таким образом, гражданское общество и государство можно рассматривать как два различных института социальной интеграции или, говоря философским языком, – две противоположных стороны единого социального организма. Следует также подчеркнуть, что в реальной жизни разделение гражданского общества и государства достаточно условно. Оба эти понятия соотносительны, и полное их противопоставление возможно лишь в целях научного анализа, поскольку в реальной действительности контуры государственного и социального пространства совпадают, а в обществе не существует сфер, в той или иной степени не испытывающих на себе влияния государства.

Существует тесная взаимосвязь между уровнем развития общества и определенным типом государства. Зрелому гражданскому обществу соответствует тип демократического правового государства, основополагающим принципом которого является уважение и защита прав и свобод каждой конкретной личности, источником права в развитом демократическом сообществе становится не государство, а гражданское общество, которое, учреждая ту или иную форму правления, определяет и правовые пределы государственной власти, контролируя их соблюдение. Ведь государство как политический институт в силу специфических целей и интересов не может последовательно самоограничивать себя правом, как бы оно к этому не стремилось. Определить границы государственной власти, ограничить эту власть правом может только гражданское общество.

Итак, гражданское общество образует фундамент современного демократического государственно организованного сообщества, базовым элементом которого является свободная, обладающая всей совокупностью неотчуждаемых прав личность. В рамках гражданского общества каждый отдельно взятый индивид выступает как автономный субъект с присущими ему индивидуальными целями и ценностями. "Однако без соотношения с другими, – как писал Гегель, – он не может достигнуть своих целей во всем их объеме". (Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 228). Поэтому с точки зрения реализации индивидуальных потребностей и интересов гражданское общество можно рассматривать как неразрывное единство интересов и целей каждой отдельной личности, социальных групп и институтов, так и всего общества, из этого следует, что в концептуальном плане недопустимо полное противопоставление частной и общественных сфер, поскольку обе они составляют две противоположные стороны единой гражданской социальной целостности.

 

 

 

 

 

Сущность и основные принципы конституционализма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.