Рефераты. Государство и общество






Федерализм – это сложное и многоаспектное понятие. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой термин "федерализм" отождествляется с понятием "федеративное государственное устройство" (федерация). Однако существует и другая точка зрения. Так, один из авторитетных исследователей современного федерализма американский политолог Д.Дж. Элейзер полагает, что понятие "федерализм" по своему смысловому значению гораздо шире термина "федерация". Он считает, что истоки современной федеративной государственности своими корнями уходят в далекое прошлое. Элементы федеративного устройства Элейзер усматривает уже в организации архаических военно-племенных союзов, а также союзах городов-государств Древней Греции.

Анализируя протофедеративные и федеративные системы прошлого и настоящего, Элейзер приходит к выводу, что федерализм является обобщающим, родовым понятием, которое включает в себя несколько подвидов. В частности, он выделяет такие формы федерализма как федерацию, конфедерацию, федератизм, ассоциированную государственность, а также ряд межгосударственных объединений (унии, лиги, кондоминиумы и др.), имеющих только элементы федеративной организации.

Если принять во внимание, что понятие "федерализм" является общим, родовым по отношению ко всем формам федеративной интеграции, то основу их организации и функционирования должны составлять некоторые общие принципы. Большинство исследователей, занимающихся проблемами федерализма, признают, что базовой основой самых разных форм федеративных объединений является принцип соглашения, или договора. Об этом говорит и этимология слова "федерализм", которое происходит от латинского foedus , что в переводе означает "союз", "соглашение".

Идея договорной природы федерализма тесно связана с политическими учениями эпохи Нового времени, в частности, с либеральной концепцией формирования политических сообществ. Один из родоначальников либеральной идеологии Дж. Локк считал, что существует только один законный путь их образования – "это соглашения одного человека с другими людьми об объединении в сообщество". (Локк Дж. Соч.: В 3-х томах. Т. 3. М., I988. С. 317).

Локковская трактовка образования политических сообществ вполне согласуется с протестантской договорной концепцией, составляющей основу федеральной теологии XVI–XVIII вв., в которой Элейзер и некоторые другие авторы усматривают идейные истоки федерализма. В основе этой концепции лежит ветхозаветная идея священного союза (договора) человека с Богом. Ряд протестантских теологов XVI–ХVII вв. начали рассматривать ветхозаветную концепцию соглашения как идейную основу организации религиозных протестантских братств (конгрегаций), не признающих систему церковной иерархии и строящих все отношения как внутри религиозных сообществ, так и между ними на основе принципов соглашения.

Федеральная протестантская идеология впервые нашла свое практическое воплощение у пуритан Новой Англии при учреждении ими не только религиозных, но и гражданских, а затем и политических сообществ в Северной Америке. Именно пуритане, сыгравшие главную роль в заселении этих территорий, во многом предопределили будущее государственное устройство США, поскольку пуританизм, распространившись среди поселенцев Североамериканских колоний, был течением не только религиозным, но и политическим. "По своим идеям, – пишет А. Де Токвиль, – это религиозное течение во многом смыкалось с самыми смелыми демократическими и республиканскими течениями". (Токвиль А. Демократия в Америке / Пер. с фр. М.: Прогресс -Литера, 1994. С. 48).

Таким образом, пуритане Новой Англии являлись носителями двух во многом разных, но в то же время дополняющих друг друга учений: протестантского (религиозного) и либерального (политико-философского). Оба учения объединяла идея договорных общественных отношений, которые строились на обязательствах всех и каждого строго соблюдать установления, достигнутые в ходе соглашения. Кроме того, договор являлся общим объединяющим принципом самоорганизации и самоуправления сначала в рамках каждой общины, округа, штата, а затем и всего Союза.

Отсюда можно сделать вывод, что важнейшей содержательной стороной федерализма является способность членов федеративного сообщества во имя достижения общих целей добиваться общественного согласия, сохраняя при этом верность взятым по соглашению обязательствам. Многие авторы подчеркивают важность этого аспекта в понимании сущности федерализма, полагая, что политико-правовая федеративная идея "имеет в общественном сознании корни более глубокие, чем даже в государственно-правовых институтах, и в меньшей степени подвержена воздействию происходящих в мире событий". (Каменская Г.В., Родионов Н.Н. Политические системы современности. М.: Онега, 1994. С. 80).

Итак, федерализм, в предельно общем понимании этого термина, можно определить как форму и способ самоорганизации индивидов, социальных общностей и политико-правовых систем, объединяющихся для достижения общих целей и строящих свои взаимоотношения на основе соглашения.

Исходя из договорной природы федеративных отношений можно выделить следующие наиболее общие принципы федерализма: 1. Свободное согласие и равноправие всех субъектов при вхождении их в федеративное объединение (союз). 2. Равноправие и демократизм во взаимоотношениях. 3. Широкая автономия для участников объединения, их полная самостоятельность в вопросах, не предусмотренных союзным соглашением. 4. Согласование совместно принимаемых решений со всеми субъектами союзного объединения. 5. Юридические гарантии соблюдения достигнутых соглашений. 6. Взаимная ответственность за невыполнение принятых по соглашению обязательств.

Таким образом, понятие федерализма выражает специфический, основанный на договорных принципах способ объединения элементов общественной системы в единое социальное целое. В понятии "федерализм" можно выделить два аспекта: общесоциологический и политологический. С точки зрения общей социологии понятие федерализма применимо как к государственным и межгосударственным союзам, так и к различного рода негосударственным, в том числе и международным общественным объединениям, организация которых базируется на общефедеративных договорных принципах. В политологическом аспекте федерализм следует понимать как федеративную форму государственного устройства.

Политическая наука рассматривает современное федеративное устройство как демократическую форму территориально-политической организации общества и государства. Каковы же особенности федеративной организации гражданского общества и специфика его взаимоотношений с государством?

Отличительной особенностью гражданского общества в федеративных системах является то, что в основе его формирования и деятельности лежит территориальный принцип. В федерациях гражданское общество характеризуется также усложненностью и многосоставностью своего строения. Такое общество является "федеративным" в том смысле, что оно состоит из сегментов, включающих разнообразные негосударственные институты и ассоциации, которые объединяют людей в более мелкие сообщества, обладающие территориальной и/или внетерриториальной автономией. Это означает, что в рамках единого политического, правового, экономического и социокультурного пространства одновременно сосуществуют автономные сегменты, в пределах которых могут функционировать и развиваться независимые от всего сообщества в целом свои, достаточно разнообразные формы общественной жизни. Сегменты гражданского общества в федеративных системах нередко разделяются по языковым, культурным, религиозным, этническим или расовым признакам. А поскольку сегменты "федеративного" гражданского общества имеют, как правило, политические центры собственной активности, многосоставность и неоднородность не могут не способствовать росту дезинтеграционных тенденций. Поэтому характерная особенность многосоставного и неоднородного гражданского общества – это сегментарные противоречия между людьми.

Отсюда одна из главных проблем "федеративного" гражданского общества – сохранение и поддержание его целостности. Роль одного из основных интеграторов здесь играют развитые рыночные отношения. Существенное значение для поддержания целостности такого гражданского общества играет плюралистическое общественное устройство со свойственной ему плюралистической культурой. Плюралистическое устройство гражданского общества предполагает наличие большого числа самых разнообразных организаций, союзов, ассоциации, а также неорганизованных групп, членами которых являются одни и те же граждане. В плюралистическом обществе взгляды и установки людей, принадлежащих одновременно к разным организованным или неорганизованным группам, по отношению друг к другу должны быть более терпимыми, умеренными, поскольку они подвергаются психологическому давлению с разных сторон. Одним из важнейших факторов, способных уравновешивать центробежные тенденции в многосоставных гражданских и политических сообществах, при условии сохранения демократических методов правления, является готовность лидеров различных сегментов общества к сотрудничеству.

Однако главную роль в сохранении и поддержании целостности "федеративного" гражданского общества играет государство. В этой связи взаимоотношения в системе "федеративное государство – гражданское общество" также отличаются определенной спецификой. Взаимодействуя с гражданским обществом, федеративное государство выступает по отношению к нему не столько как институт, олицетворяющий единство и могущество политической власти, с присущей ему бюрократической иерархической структурой государственных органов, сколько как сложно организованная, полицентричная и многофункциональная управляющая подсистема, осуществляющая управление многосоставным обществом.

Другими словами, подлинно федеративное государство призвано поддерживать целостность гражданского общества, сохранять в нем стабильность и порядок, опираясь не на силу властного воздействия, а на методы гибкого правового регулирования, обеспечивающего сбалансированность интересов и согласованность взаимоотношений между территориальными и внетерриториальными сегментами гражданского общества. Разумеется, в реальной политической практике взаимодействия государства с гражданским обществом с точки зрения поддержания его целостности не является столь линейным. В данном случае речь идет только о доминирующих тенденциях. Ведь именно власть в обществе составляет базовую основу социального управления, которое, в свою очередь, становится возможном только благодаря механизмам властного взаимодействия между управляющими и управляемыми. Однако в любом случае в демократически организованных сообществах универсальным критерием взаимодействия государства с гражданским обществом является законность.

Есть все основания полагать, что демократически устроенная федерация по сравнению с демократическим унитарным устройством должна обладать большей степенью свободы, самостоятельности гражданского общества, обособленности его от государства. Рассмотрим существующие в политологии понятия сильного и слабого государства. К сильным государствам относятся разные формы: от демократических до тоталитарных. Сам термин "сильное государство" означает "инициативное" по отношению к обществу государство, всецело берущее на себя роль единственного выразителя "общего блага". Деятельность такого государства направлена по сути на ограничение инициативы, самодеятельности, а следовательно, и самостоятельности гражданского общества. Такое государство препятствует развитию плюралистической демократии, поскольку оно лишает стимулов субъектов гражданского общества объединяться в плюралистические организованные и неорганизованные группы, цели и ценности которых могут противоречить целям и ценностям государства, действующего в интересах "общего блага".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.