Рефераты. Функции государства и государственная политика






     После рассмотрения общей характеристики государственной политики мы можем приступить к более подробному её анализу.

        


 

2.2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ.

 

Налоговая политика государства.

  Налоговая политика проявляется в системе мер налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогов в зависимости от поставленных в данный момент макроэкономических задач. На выбор варианта решения в области налоговой политики влияет общая экономическая ситуация в государстве( темпы роста или падения производства), уровень инфляции, кредитно-денежная политика, соотношение между сферой, контролируемой государством и частным сектором. Налоги не должны оказывать отрицательного воздействия на жизненный уровень населения, на предпринимательскую деятельность. Наряду с этим должны обеспечивать необходимые поступления в государственный бюджет.

   В основе формирования налоговой политики два фактора:

  1) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решения фискальных задач государства;

  2) использование налогов в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

   Среди принципов построения системы налогообложения следующие:

1)           установление перечня налогов и доли налогового изъятия на уровне законодательной власти;

2)           стабильность налоговой системы

3)           всеохватность налогов;

4)           единый подход к налогообложению различных форм собственности1.

   Среди всех налогов особое значение приобретает НДС – налог на добавленную стоимость. За уклонение от уплаты налогов законодательством Украины предусмотрена ответственность: начиная взысканием штрафа и тюремным заключением при наличии отягчающих обстоятельств.

  Все виды налогов утверждаются центральной властью. Если же местным органом разрешается устанавливать налоги, то в таком случае центральная власть контролирует их ставки и суммы. В разных странах может различаться количество взимаемых налогов. К примеру, в Бельгии взимается около 100 налогов. Невиданная для нашей страны цифра. С помощью налогов государство имеет возможность регулировать экспортно-импортную деятельность преприятий, размещение капитала на своей территории.



  Экономическая политика государства.


 По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

 Общеизвестно, что чёткая, продуманная,взвешенная экономическая политика определяет состояние общества – как государства, в целом, так и всех социальных групп. Этот вопрос касается всех нас. Качественная экономическая политика и её соответствие ожиданиям населения может коренным образом изменять нашу ежедневную жизнь на период многих десятилетий. Экономическая политика может предотвращать катастрофы катастрофы техногенного или денежного характера или же обусловливать кризисные процессы. Дадим чёткое определение государственной экономической политики: это генеральная линия действия и совокупность мер, проводимых правительством от имени государства в сфере производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране. Мы можем выделить такие составные экономической политики государства :

1)         институционную;

2)         структурную;

3)         бюджетно-финансовую и налоговую;

4)         денежно-кредитную и инвестиционную;

5)         научно-техническую;

6)         внешнеэкономическую;

7)         социальную.

 В то же время необходимо выделить совокупность мер экономической политики государства: бюджетно-налоговая политика, денежно-кредитная политика, политика обменного курса, политика доходов, торговая политика, амортизационная политика, политика в сфере страхования, политика преобразования собственности, промышленная политика, политика в области прав на интеллектуальную собственность1.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Объекты экономической политики государства - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности. Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.


Социальная политика государства.


В новых социально-экономических условиях структура функций социальной политики меняется. Среди трёх её основных функций – защитной (прямая поддержка доходов слабых, остронуждающихся), активной (создание условий для трудовой деятельности), конструктивной (развитие личности, поддержание здоровья, образования, повышение культуры) – самой актуальной становится конструктивная. Это диктуется переходом к новому этапу развития  производительных сил – глобально-постиндустриальному. Если на предыдущих этапах основным фактором обеспечения конкурентоспособности было эффективное использование живого труда – основного капитала, то на нынешнем этапе конкурентоспособность определяется  в основном эффективностью использования гуманитарно-интеллектуальных ресурсов. К ним относятся: наука, образование, средства коммуникации ресурсы, связанные с развитием личности, и их различные совокупности.1

В сфере занятости государство Украина обеспечивает гражданам возможность трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости. Приоритетность данного направления усилий государства бесспорна – стимулирование участия граждан в экономической жизни общества позволит обеспечить столь необходимый экономический рост, плодами которого смогут воспользоваться все слои и группы населения.2

В сфере политики доходов осуществляется обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе – рост качества и уровня жизни; установление государственных гарантий в сфере оплаты труда, обеспечивающих в полной мере воспроизводство рабочей силы. Зарплата остаётся для большинства членов общества основой их благополучия.

В сфере демографического развития государство стремится к разработке и реализации государственной демографической политики, направленной на ликвидацию тенденций депопуляции, то есть сокращения населения страны, снижению смертности и увеличения продолжительности жизни населения.

В сфере систем жизнеобеспечения населения главными задачами выступают сохранение и приумножение жилого фонда, повышение его комфортабельности; развитие коммунального хозяйства, транспорта и связи за счёт бюджетного финансирования и средств населения по мере роста доходов; создание нормальных условий жизни в населённых пунктах.

В сфере формирования социокультурной среды государство стремится к повышению роли и качества общего и профессионального образования; государственная поддержка системы образования и учреждений культуры. Развитие образования преследует сразу несколько целей: способствует росту производительности труда, приводит к лучшему распределению совокупного национального дохода среди представителей самых разных слоёв, способствует скорейшей реализации доходов и ресурсов в целях развития различных видов деятельности и образа жизни, помогает человеку сделать разумный выбор между различными способами существования. Политика государства в сфере культуры должна быть направлена на развития культурного потенциала и сохранение культурного наследия. Для решения всех этих проблем необходим не только экономический рост, который всё же является определяющим, но и чёткая общегосударственная социальная стратегия, ставящая целью повышение качества человеческого капитала и развитие человеческого потенциала нации3.

 

Аграрная политика государства.


Главный принцип свободного рынка зачастую не срабатывает в экономике сельского хозяйства. Потому государство проявляет высокий уровень активности в регулировании этой сферы, рассматривая в качестве целей государственного регулирования в сельском хозяйстве:

1) содействие техническому прогрессу, повышение эффективности сельскохозяйственного производства;

2) обеспечение занятости в аграрном секторе и жизненного уровня сельского населения;

3) стабилизацию рынка сельскохозяйственной продукции;

4) гарантированное снабжение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией по разумным ценам.

Особое значение приобрела проблема Единой аграрной политики как комплекса мер, разрабатываемых наднациональными органами Европейского сообщества, которая включает регулирование сельскохозяйственных рынков, социально-экономической структуры сельского хозяйства региональной политики1.

Государство обеспечивает защиту производителей от резкого падения цен путём установления минимальных цен на сельскохозяйственные продукты. В то же время государство защищает внутренний рынок от дешёвого импорта сельскохозяйственной продукции и чрезмерных колебаний цен с помощью дополнительных ввозных пошлин.

Стратегическая цель сегодняшней аграрной политики Украины зиждется на необходимости формирования «реального собственника земли», ускоренного «реформирования всего комплекса социально-экономических отношений», создания на селе «высокоэффективного многоукладного рыночно ориентированного сектора производства»2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.