Рефераты. Функции государства и государственная политика






   Итак, содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.1

 

  Признаки функций


Прежде всего, нам следует выяснить, что же собой представляют признаки функций государства. Признаки функций государства – это те устойчивые характеристики, которые позволяют нам отнести различные стороны государственной деятельности именно к государственным функциям.

    К таким признакам мы можем отнести:

          А) прочно сложившуюся предметную деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной (идеологической, религиозной), правовой;

        

         Б) непосредственную связь между сущностными, формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которая и реализуется в деятельности государства;

     

         В) деятельность государства осуществляется в определенных формах (чаще всего правовых) и с применением особых, в том числе властно - принудительных методов.

       

        Г) функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет своё социальное назначение посредством осуществления ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.1

   В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.1 

Следующим вопросом, который я хотел бы рассмотреть, является эволюция функций.

  Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

  Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации общественных работ, обеспечение прав и свобод граждан, охраны природы и другие.

  Следует также отметить, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

 


1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА:

 

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом1.

При изучении государства и государственно-правовых явлений мы должны использовать метод классификации, так как без него мы не сможем тщательно изучить и подробно разобрать функции государства.

Признаки или же критерии классификации позволяют нам отнести те или иные функции к определённому классу в зависимости от их направленности и методов осуществления.

Выделяем такие функции государства.

По времени действия:

А) постоянные;

Б) временные.

В зависимости от направленности:

А) внутренние;

Б) внешние.

 Однако, некоторые учёные придерживаются мнения, что внешняя и внутренняя функции государства значительно более связаны, чем это кажется на первый взгляд. Я согласен с этим суждением, потому что считаю, что государство может проводить самостоятельную выдержанную внешнюю политику только при условии внутренней стабильности и нормальных условиях существования такого государства. Среди внутренних и внешних функций государства также различаются функции основные (наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определённый исторический период) и неосновные    (являются составными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни). Необходимо понимать, что разделение на основные и неосновные функции государства является чисто условным, поскольку лишь помогает выделить из множества государственных функций более широкие по объёму и общие по содержанию основные функции государства.2

В зависимости от источников возникновения:

А) функции, вытекающие из классовых противоречий;

Б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом.3

 

В зависимости от сферы общественной деятельности:

А) экономические;

Б) социальные;

В) политические;

Г) духовные.

 Определённое количество юристов-учёных придерживается выделения ещё одной классификации функций в соответствии с принципом разделения властей:

  А) законодательные;

  Б) исполнительные;

  В) судебные;

  Г) информационная.

  Мне всё же кажется, что функции, классифицированные в соответствии с принципом разделения властей, отражают процесс реализации государственной власти, а потому может стоит относить их к функциям осуществления государственной власти. Я отдельно выделяю информационную функцию, так как мне кажется, что в сегодняшнем обществе она играет очень большую роль. История показала, насколько действенными могут быть орудия «информационной войны» между СССР и США. Сегодня США вновь развернули мощную кампанию информационной войны против стран-соперников и потенциальных противников, обладающих оружием массового уничтожения, среди которых: Россия, Китай, Северная Корея, Индия, Иран. Это свидетельствует о том, что государство само определяет информацию как своего рода оружие и мощное средство влияния. Поэтому я считаю, что информация, при умелом использовании, становиться мощным инструментом воздействия. Также информация может использоваться как PR (PR: public relations - обычно переводят как "связи с общественностью", но можно вложить в это понятие нечто большее). К примеру, если производится бизнес PR, то в результате потребители должны улучшить своё отношение как к торговой марке, так и к производителю. Однако, сегодня этот термин чаще применяют к политике. Это своеобразное ознакомление общественности с фигурой того или иного политика, можно даже сказать «реклама». Также используется «чёрный PR» - использование информации с целью нанесения вреда репутации человека).

   В своей работе  я  вижу рассмотрение функций, классифицируемых по направленности (внутренние и внешние), в качестве приоритетной цели. Существует большое количество функций государства, однако мне необходимо рассмотреть те функции, наличие которых предопределяет осуществление государственной политики по их реализации, чтобы позже перейти к непосредственному рассмотрению государственной политики. Именно поэтому я хотел бы подробно разобрать функции, подразделяемые на внутренние и внешние.

   Теперь рассмотрим, какие же именно внутренние и внешние функции присущи Украинскому государству. Исходя из сегодняшней ситуации, мы можем выделить такие внутренние функции Украины: экономическая, социальная, обеспечение народовластия, охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, обеспечения законности и правопорядка, функция налогообложения. К внешним функциям мы относим:  функции сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности, интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка.

 Стоит отметить, что не всегда просто отличить внутренние функции от внешних. В таких формированиях,  как ЕС и СНГ, эти функции различить очень сложно, а в большинстве случаев такие внутренние функции, как экономическая и социальная, во многом зависят от множества внешних условий, предопределяющих качество их выполнения.

 Теперь, после рассмотрения общей характеристики функций государства, мы можем перейти к более подробному их анализу.


а) ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.

 

Экономическая функция.

 

 На данном этапе развития нашего общества государство играет наиболее заметную роль в осуществлении экономической функции. Если раньше государство практически не вмешивалось в вопросы экономического регулирования, то сейчас ситуация изменилась. Однако абсолютный контроль над экономикой со стороны государства тоже нежелателен. В этом мы могли убедиться на примере тоталитарных государств. Однако, как и всегда, мы встречаем некоторые исключения из правил. К примеру, Белоруссия. Несмотря на откровенно тоталитарный режим, Белоруссия оказалась единственной страной, которая смогла избежать экономического кризиса, постигшего все страна бывшего Советского Союза после его распада. А на данном этапе, несмотря на то, что почти 70 процентов всех предприятий находятся в собственности государства, страна имеет прирост в экономике 7-8 процентов ежегодно, а инфляцию в пределах 5-6 процентов. Скажем прямо, после таких данных утверждение, что «государство – плохой собственник» мне не кажется уже таким бесспорным. Однако Украины решила пойти другим путём – путём свободного, динамичного рынка европейского образца. Государство имеет множество возможностей влиять на экономику: через кредитно-финансовую, валютно-денежную и налоговую системы.

 Ю.Н. Оборотов отдельно выделяет кредитно-денежную систему в качестве инструмента государства, так как банки выступают как эффективное средство, расширяющее экономическую свободу населения1. А доверие к институтам государства и определяет доверие граждан к банкам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.