Рефераты. Антидемократические режимы и пути их преодоления






Так, одна из примечательных черт правового положения личности в Российской Федерации состоит в его максимально полном соответствии Всеобщей декларации прав человека ООН. Консти­туция Российской Федерации, принятая народом России в ходе референдума 12 декабря 1993 г., существенно расширила правовой статус граждан, обогатила его многими важными правами и га­рантиями, призванными обеспечить реальную свободу личности в современном обществе, защитить от произвола государственных органов и должностных лиц.

Правовой статус личности в российском государстве характеризу­ется следующими основными положениями:

• права, свободы и обязанности, составляющие правовой статус, являются равными, каждая личность (в пределах своего статуса) имеет право на равную защиту со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств, юридическую возможность восполь­зоваться предоставленными ей правами и исполнить возложен­ные на нее обязанности;

• права, свободы и обязанности личности, зафиксированные в право­вых нормах, являются высшей ценностью, а их признание, соблюде­ние и защита – главной обязанностью государства; их реализация обеспечивается как государством, так и самими гражданами;

• права, свободы и обязанности гарантированы в интересах обще­ства и государства, каждой личности в отдельности;

• права, свободы и обязанности личности выступают как единая система, постоянно расширяющая и углубляющая свое внутрен­нее содержание по мере цивилизации общественных отношений;

• права, свободы и обязанности являются необходимым условием и предпосылкой бытия личности, в определенной мере отражают природу государства;

• права, свободы и обязанности, входящие в правовой статус лич­ности, характеризуются единством, которое проявляется в их со­циально-экономическом назначении[10].

Наиболее ярко демократические изменения правового статуса личности выражаются в следующем:

в закреплении политических прав и свобод, позволяющих гражданину активно влиять на деятельность государственных ор­ганов всех уровней;

усилении правовых гарантий прав личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;

установлении права на судебную защиту прав и свобод, за­крепленных законодательством Российской Федерации;

полном и последовательном проведении в жизнь презумпции невиновности обвиняемого;

снятии не оправдавших себя прямых запретов и ограничений в праве гражданина иметь в частной собственности землю, орудия и средства производства, заниматься предпринимательской дея­тельностью;

установлении экологических прав как самостоятельного вида конституционных прав граждан Российской Федерации.

Предоставленные каждому гражданину Российской Федера­ции политические права позволяют активно участвовать в фор­мировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Права на уличные шествия, митинги и демонстрации дополнены конституционными правами граждан на петиции — коллективные обращения в государственные орга­ны и к должностным лицам, на равный доступ к любым долж­ностям в государственных органах без какой-либо дискриминации, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

Принципиально важным является и право граждан на объеди­нения, в том числе и создание различных политических партий, на свободу непосредственного выражения своих мнений и убеж­дений. Активная жизненная позиция личности особенно важна в современный период как одна из форм общественного контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц и любых их попыток нарушить конституцию, действующие законы или права личности. При этом гражданину предоставляется право не только выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, но и обращаться в суд с требованием отме­нить решение, если оно не соответствует закону, принято с пре­вышением полномочий либо ущемляет права граждан.

Существенной особенностью правового статуса личности в Российской Федерации явились конституционные новеллы, за­крепившие дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Согласно Конституции Россий­ской Федерации, никто не может быть лишен жизни произвольно. Смертная казнь может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. При этом обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Полностью запреща­ются пытки и насилие над личностью, другое жестокое или уни­жающее человеческое достоинство обращение или наказание.

Законодательство Российской Федерации предоставляет каж­дому гражданину право защищать свои права, свободы и закон­ные интересы всеми не противоречащими закону способами, в том числе пользоваться судебной защитой и квалифицированной юридической помощью. При этом у государства не может быть никаких тайн от заинтересованного лица. Только в исключитель­ных, прямо установленных законом случаях гражданину может быть отказано в ознакомлении с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В условиях перехода к рыночным отношениям личность в Российской Федерации наделяется высокой степенью свободы в сфере производства, распределения и обмена материальных благ. В настоящее время каждый гражданин может стать единоличным или коллективным собственником промышленного предприятия, оборудования, сырья, предприятий торговли или иных сфер об­служивания, произведенной продукции, жилого дома или земли. Предполагается, что материальная заинтересованность личности в результатах труда революционизирует процесс общественного производства в России и позволит достичь результатов, которые оказались не под силу народному хозяйству СССР, основанному в первую очередь на государственной собственности на орудия и средства производства.

Личность, не связанная многими ограничениями, которые накладывал на нее социалистический способ производства, смо­жет наилучшим образом проявить свои способности и таланты в экономической сфере, став средним или крупным бизнесменом-капиталистом. Однако подобная деятельность доступна лишь не­значительной части населения. Для большинства граждан эконо­мическая свобода личности сводится к ординарной свободе про­давать свою рабочую силу в качестве рабочего или служащего либо состоять в рядах безработных.

Симптоматично, что новая редакция статьи Конституции Рос­сийской Федерации, закрепляющей право на труд, значительно урезает экономические и юридические гарантии этого права. Так, гражданин Российской Федерации уже не имеет права на полу­чение гарантированной работы в обществе. Конституция провоз­гласила лишь свободу распоряжения своими способностями к труду и право свободно выбирать род деятельности и профессию

Но и они оказываются формальными, иллюзорными в условиях грядущей безработицы. О какой свободе может идти речь, когда найденная после долгих поисков работа может оказаться единст­венно возможным способом существования? Между тем россий­ское государство рассматривает безработицу как необходимое яв­ление реформированного общества и в этих условиях обещает лишь материальную и иную защиту от безработицы.

В современных условиях, характеризующихся снижением тем­пов жилищного строительства и значительным удорожанием сто­имости жилья, для многих граждан России становится практичес­ки нереальным и их конституционное право на жилище.


Глава 3. Пути преодоления деформаций политического режима


Сейчас в России происходят сложные процессы в развитии государ­ства и права. Идет процесс становления новой государственной и пра­вовой системы, соответствующих требованиям современного граждан­ского общества. Развитие права и государства все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни лю­дей и резко высветивший те негативные последствия, которые породи­ла тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Возвращение России в лоно мировой цивилизации, выход из глубо­чайшего кризиса и обновление страны возможно, помимо всего проче­го, только на пути правовой государственности. Для достижения этой цели нужно, чтобы каждый гражданин, каждый государственный орган, должностное лицо осознали важность этой задачи.

Несмотря на все трудности и кризисные явления, происходящие в нашем государстве, надеемся, что мы придем к нормальному демократическому обществу и займем достойное место в мировой цивилизации.

Для реального преодоления авторитарных и бюрократических деформаций политического режима и соответственно построения демократического и правового государства в России необходимо:

• повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать ча­стью мировой цивилизации;

• построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;

• обеспечить высокий уровень материальной обеспеченности граж­дан;

• создать стабильную политическую обстановку, решить нацио­нальный вопрос;

• создать развитую правовую систему, повысить правовую культу­ру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессио­нальную работу правоохранительных органов.

Процесс формирования правового государства предполагает созда­ние системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституцион­ных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную от­ветственность государства и личности.

При этом материальная, экономическая сторона реформ стоит на первом месте. Экономическая неэффективность административно-коман­дного производства не смогла материально обеспечить отечественную систему социальной защищенности. Кризис в экономике подорвал «нерыночную» систему социальной защиты: стремительно возросли цены, появились беженцы, увеличилось число лиц, живущих за чертой бедности, что привело к имущественному расслоению общества, росту социальной напряженности.

Современная система социальной защиты могла бы вполне компен­сировать негативные последствия перехода к рынку, а это требует ее обновления по следующим направлениям:

• платное распределение жилья с учетом качества квартир в соче­тании с бесплатной передачей его части главным образом мало­обеспеченным семьям;

• проведение разумной политики доходов, состоящей в снятии «верхних» ограничений размера заработка при условии увеличе­ния конечных результатов, в появлении новых видов дохода (от кооперативной, арендной, индивидуально-трудовой деятельно­сти, расширения подсобного хозяйства, совместительства и т. п.);

• смягчение роста цен компенсациями, в первую очередь, малоиму­щим слоям населения, введение «индексации доходов», т. е. пере­счет фиксированных денежных выплат населению (зарплата, пенсии, стипендии, пособия), пропорционально росту цен, расчет минимального потребительского бюджета (то, что называется чертой бедности);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.