Рефераты. Антидемократические режимы и пути их преодоления






Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут суще­ствовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни об­щества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде вы­деляется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должност­ных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руковод­ство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со всей командой становится для него необходимым. Лидером является обыч­но сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее оно ориенти­руется на эту сильную личность.

При режиме военной диктатуры к власти, как правило, в ходе государст­венного переворота приходят военные - представители армейских группи­ровок, тех или иных племенных, национальных структур.

По-видимому, следует отказаться от огульно отрицательной характерис­тики таких политических режимов. Они являются, как показал XX век, но­сителями и прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций.

Современные научные, военно-технические достижения формируют в ар­мейской среде высокообразованных, патриотически-настроенных военных специалистов. И порой общественное сознание и настроение этноса ищет вы­ход из жутких экономических и политических кризисных ситуаций в под­держке военной диктатуры, да и появление такой диктатуры в некоторых го­сударствах показывает ее экономическую и социальную эффективность.

При этом также идет перестройка правовой системы: появляются вре­менные чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная си­стема (в крайних случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных трибуналов), усиливается режим исполнительной вла­сти «по вертикали».

Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию, эволюционирует в XX веке в демократические режимы, в том числе с монархической формой правления. Но история знает - и это наиболее типичная ситуация - резко негативные формы военных диктатур: расправы с инакомыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, цент­рализованно.

Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономичес­ких, национальных, географических, бытовых, религиозных и другие осо­бенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добро­вольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для автори­тарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существо­вать без опоры на полицейский и военный аппарат. Суд в таком государст­ве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни мо­гут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориенти­роваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организация, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и неза­конные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться свободами, даже если они и провозглашаются формаль­но, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии являются фиктив­ными. Она - личность - лишена также гарантий своей безопасности в ее вза­имоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа — великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в мас­сах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в про­стой объект манипуляций. В настоящее время авторитарный режим отнюдь не редкость и встречается во многих странах.

Одним из видов авторитарного режима являлся деспотический режим, который весьма широко был распространен в древнейших государствах ази­атского способа производства.

Деспотический режим (от греч. despotia - неограниченная власть) был ха­рактерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного ли­ца, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т. п.

Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегречес­кими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезнен­но властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управле­нии. Для многих государств азиатского способа производства с их обществен­ной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой рег­ламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной фор­мой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют кара­тельная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

При деспотии осуществляется жестокое подавление любой самостоя­тельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровос­тью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяют­ся произвольно. Жестокое подавление применяется весьма широко.

Психологические основы деспотии также своеобразны, страх пронизы­вает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя де­спотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя. «Если государь хотя бы на мгновение опус­тит угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх -единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника»[4].

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземномо­рья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке сло­вом, в государствах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних эта­пов развития человеческого общества, государственности. Однако этот ре­жим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.

Очень близок к деспотическому, по сути являясь его разновидностью, тиранический режим. Он также возник в древности, в некоторых островных греческих городах-государствах.

Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Од­нако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильст­венным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помо­щью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, ис­пользуется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых ти­ран осуществляет государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жестокой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное непови­новение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захват­чик власти широко использует и превентивное принуждение для того, что­бы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным наси­лием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранический режим можно было наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспо­тии произвол и самовластье обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем и не стремится их создать.

В конечном счете, форма государства определяется всей сово­купностью перечисленных признаков. Нельзя, вырвав лишь одну из характеристик формы государства, судить о нем объективно. Более того, зачастую признаки, характеризующие форму государ­ства, находятся в определенном противоречии. Так, Великобри­тания по форме правления относится к конституционным монар­хиям, а по признакам политического режима — к демократичес­ким государствам. А бывший СССР, наоборот, по форме правле­ния был парламентарной республикой, а с точки зрения полити­ческого режима — авторитарным государством.

В теории государства и права нередко выделяют и анализируют кон­кретные исторические разновидности авторитарного политического режима (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и т. д.). Так, тоталитарное государство - это всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической, духовной), кото­рая поглощает гражданское общество. Тоталитаризм ярко проявил себя в XX в. Он характеризуется подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод, огосударствлением общественных организаций, полным контролем государства над всеми сферами общее тонной жизни, игнорировани­ем интересов национальных государственных образований, милита­ризацией общественной жизни, преследованием за инакомыслие, наличием одной официальной идеологии, осуществлением диктатуры одной партии, крайним централизмом в управлении, усилением органов исполнительной власти и прежде всего - карательных органов, применени­ем незаконных насильственных методов по отношению к населению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.