Рефераты. Антидемократические режимы и пути их преодоления






Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX века, это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые поли­тологи стремились отделить социалистическое государство от демократиче­ских государств и искали четкое определение социалистической государст­венности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

Тоталитарный режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-по­литическим движением, политической партией, правящей элитой, полити­ческим лидером, «вождем народа», в большинстве случаев харизматическим.

Тоталитарный режим допускает только одну правящую партию, а все дру­гие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее уста­новки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о соци­альном переустройстве общества объявляются антинародными, направленны­ми на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращива­ние партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты. Кроме того, осуществляется демагогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии. Монопо­лия на информацию делает это осуществимым.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряет­ся, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое поло­жение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критичес­кое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигается хариз­матические личности.

На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, воз­никает всевластие номенклатуры, т. е. должностных лиц, назначение кото­рых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура, бюрократия осуществляет власть в целях обога­щения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных со­циальных областях. Возрастают дискреционные, т. е. законом не предусмот­ренные и не ограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся ис­полнительных органов «силовой кулак», «силовая структура» (армия, поли­ция, органы безопасности, прокуратура и т. п.), т. е. карательные органы.

Тоталитарный режим широко и постоянно применят террор по отноше­нию к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сфера­ми жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В полити­ческой жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возмож­ности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, полити­ческой, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против эко­номически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широ­ко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся ус­ловием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вреди­телей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится не­обходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военно­го лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути, а агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономиче­ского положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополи­тические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промыш­ленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Тоталитаризм имеет и социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равен­ства в нищете». Тоталитарное государство опирается на архаические, об­щинные формы земледелия, быта. Патерналистические представления о го­сударстве также питают поддерживающие его структуры[5].

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя - непогрешимого, мудрого, заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуют­ся властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политиче­ских лидеров.

Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развива­ется идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества по­лагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях долж­но государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпе­низация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоратив­ный, формальный тоталитарный режим, а с другой - социальное иждивен­чество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в наци­оналистические, расистские, шовинистические краски.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со вре­менем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания сознания людей, политической борьбы, иных факторов. В рамках тоталитар­ного режима, обеспечивающего федеральное устройство государства, могут возникать национально-освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство государства.

Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях - послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Социальные группы, нуждающиеся в защите, поддержке и за­боте государства, выступают его социальной базой. Как отмечалось, это люмпенизированные слои, но не только. Мощные бюрократические струк­туры также с помощью тоталитаризма обеспечивают свои притязания на власть и, следовательно, на различные блага. Власть и нужна для получения благ и упреки власть имущих в получении привилегий, льгот, борьба с таким состоянием общества оказывается напрасной. Власть без привилегий и льгот - это «жареный лед».

Большую роль при тоталитаризме играет политическая практика демаго­гии, лицемерия, двойных стандартов, нравственного разложения и вырож­дения. Примером такой демагогии является практика наименования судов «народными», с помощью которых зачастую и осуществляется геноцид именно народа, его лучших представителей.

Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получе­ния скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицин­ских, образовательных, культурных и т. п.

Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении госу­дарством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощен­ных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют ис­тория, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который прежде всего характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фа­шистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, влас­тью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, ос­новной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существо­вать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах обще­ства, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-поли­тические движения, в которые внедряются националистические идеи, попу­листские лозунги, геополитические интересы и т. п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к раз­вязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом от­личают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли цент­ральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашиз­ме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных цен­ностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ужесточают­ся санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Госу­дарство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавлива­ет контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Унич­тожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основан­ные на «великой», «исторической» национальной идее. Противопоставле­ние интересов государства и гражданина решается в пользу государствен­ных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, за­блуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.