Рефераты. Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната






Таким образом, мы выявили особенности взаимодействия трудинструктора с инвалидами, проживающими в УПНИ.

1. Проявление положительных личностных качеств по отношению к инвалидам;

2. Заинтересованность в улучшении качества и условий труда;

3. Привлечение внимания к проблемам трудотерапии руководства интерната;

4. Получение дополнительной помощи в работе от всех служб учреждения;

Рекомендации для дальнейшего проведения занятий по трудотерапии:

1. Привлечь внимание к проблемам трудотерапии руководства интерната.

2. Проводить регулярные методические занятия трудинструкторов по внедрению новых форм и методов работы по трудотерапии.

3. Внедрить новые формы работы, такие как адаптивная физкультура, восстановительная трудотерапия, тренинговые занятия.

4. Получить дополнительную помощь в работе от всех служб учреждения.

Заключение

Целью выпускной квалификационной работы явилось изучение возможностей трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов, проживающих в условиях психоневрологического интерната. Достижение этой цели предусматривали следующие задачи:

- изучить научно-методическую, специализированную литературу и другие источники информации по данной проблеме;

- изучить сущность социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната;

- охарактеризовать трудотерапию, как метод социальной реабилитации инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате.

В первой главе мы охарактеризовали организацию социальной реабилитации в условиях психоневрологического интерната, дали характеристику инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат», также описали трудотерапию, как метод, применяемый в психоневрологическом интернате.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. В соответствии с основными целями, социальная реабилитация должна быть направлена на оказание помощи гражданам, проживающим в учреждении, на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; ориентирована на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.

В психоневрологических интернатах проживают инвалиды 1 и 2 групп, страдающих психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений.

Эти категории граждан нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, в возрасте от 18 и до конца жизни.

Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности.

Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделию, выполнению трудовых операций.

Применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

В теоретической части исследования нами были изучены возможности трудотерапии инвалидов в социальной реабилитации на примере ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат». Были обозначены основные проблемы инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате: наличие психического заболевания, недоразвитие способностей к самообслуживанию, самообеспечению, к продуктивной деятельности, недоступность пространственной среды.

Проблема исследования связана с тем, что в практике социальной работы в условиях психоневрологического интерната организация трудотерапии связана с узкой специализацией стационара, с сезонностью занятий и нехваткой специалистов по трудотерапии.

По результатам проведения программы занятий по трудотерапии с инвалидами с психическими отклонениями, проживающими в психоневрологическом интернате можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, проживающих в учреждении.

Также необходим контроль результатов трудотерапии до и после проведения занятий по трудотерапии и медицинский контроль со стороны медицинской службы.

Учитывая дальнюю расположенность жилых корпусов от трудовых мастерских, от клуба и главного здания, инструктор по труду должен сам проявлять активность и проводить занятия по трудотерапии непосредственно в тех корпусах, где проживают инвалиды, желающие заниматься трудотерапией. Необходимо отметить, что в зависимости от времени года, программа занятий по трудотерапии должна варьироваться.

Для выявления возможностей трудотерапии нами были разработаны анкета и интервью. Качественный анализ результатов анкетирования позволил выявить проблему привлечения инвалидов к занятиям по трудотерапии.

Большинство респондентов считают, что занятия трудотерапией положительно влияют на развитие социально-бытовых навыков у инвалидов и существует необходимость заинтересованности инвалидов в более успешной реализации своих способностей на занятиях трудотерапией.

Проведение интервьюирования по выявлению мнения трудинструкторов об особенностях взаимодействия с инвалидами, позволило составить следующий вывод: все трудинструктора, непосредственно работающие с инвалидами проявляют эмпатию по отношению к подопечным и выполняют достаточное количество работ, полезных для социума интерната.

Также можно отметить предложения по улучшению занятий по трудотерапии, по внедрению новых форм работы, таких как адаптивная физкультура, восстановительная трудотерапия, тренинговые занятия. Они касаются всех служб учреждения, непосредственно инвалидов и улучшения работы самих трудинструкторов.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

Привлекательность этого метода заключается в простоте применения трудотерапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.).

Можно сказать, что гипотеза подтвердилась частично. При полном изучении проблем инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате возможно эффективнее строить процесс трудотерапии в социальной реабилитации.

Таким образом, включение трудотерапии в реабилитационные программы психоневрологического интерната частично подтверждает выдвинутые в гипотезе возможности применения трудотерапии.

В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов корректирует физическое и психологическое состояние инвалида и позволяет достичь независимости в повседневной жизни.

Список литературы

1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов. - М., 1997.

2. Андреева О.С. Принципы формирования и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2000. - №4.

3. Богданова О.А. /Организация социальной работы в психоневрологических интернатах./ Вологда 2006. - 58 с.

4. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.

5. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: От призрения к реабилитации. - Красноярск, 1993.

6. Дементьева Н.Ф. Социально-трудовая реабилитация нетрудоспособных граждан, находящихся в защищенных условиях // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 1998. - №1.

7. Дементьева Н.Ф., Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. /Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов/ Тюмень 1995 г.

8. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. /Организационно - методические аспекты деятельности социального работника/ Москва 1992,

9. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. /Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан./ М., 1991. - 230 с.

10. Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. /Социальная реабилитация./ учебное пособие Москва, 2004. - 300 с.

11. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. /Социальная работа в учреждениях здравоохранения./ Москва, 1992. - 220 с.

12. Комплексная реабилитация инвалидов.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.; Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 304 с.

13. Маршинин Б.А. Оккупационная терапия: Курс лекций. - М., 2002.

14. Методические рекомендации. Организация социальной реабилитации инвалидов в реабилитационном центре. Москва - 2003.12

15. Методические рекомендации. Технология социальной реабилитации инвалидов. Москва - 2003.

16. Методические рекомендации. Организация социальной работы в психоневрологических интернатах. Вологда - 2006.

17. Осадчих А.И. Теоретические основы трудовой реабилитации // Медицинская реабилитация / Под ред. В.М. Боголюбова. - Пермь, 1998. - Т. 1.

18. Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации инвалидов с ограниченными умственными возможностями. - Ж: Работник социальной службы №1, 2005 г. с 7-11.

19. Теория и методика социальной работы. Ч1. Москва, 1994 г.

20. Теория социальной работы / Под. Ред. Проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1998

21. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. 2-изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К».2003. - 340 с / Словарь.

22. Холостова Е.И. Оккупационная терапия как новое направление реабилиталогии // Развитие социальной реабилитации в России. - М., 2000.

23. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. - М., 2002.

24. Холостова Е.И. /Словарь - справочник по социальной работе./ - Москва: Юрист, 1997. - 115 с.

25. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник/ под общей ред. Проф. Холостовой Е.И. - М:ИНФРА, 2004-400 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.