Рефераты. Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната






Иначе говоря, терапия занятостью в условиях психоневрологических интернатов направлена на восстановление утраченных (либо формирование новых) трудовых и коммуникативных навыков, на поддержание или формирование активного образа жизни, поэтому наиболее широко используют хозяйственно-бытовой труд, стимулирующий самообслуживание и неформальные контакты [15,25].

Представление о структуре контингента больных, находящихся в психоневрологических интернатах, можно составить по изложенным выше критериям отбора. В основном там проживают люди с длительно протекающими хроническими заболеваниями как эндогенного, так и любого другого характера.

Возрастные группы инвалидов, проживающих в психоневрологических интернатах можно разделить по возрастным группам:

1. инвалиды с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от 18 до 45 лет;

2. инвалиды, страдающие психическими заболеваниями и нуждающиеся в постоянном уходе от 45 лет и до конца жизни.

Самой многочисленной является группа больных, страдающих умственной отсталостью - 74 человека (43%). Второе место по численности занимают больные шизофренией - 53 человека (32%), третье - сосудистой деменцией - 33 человека (20%). Эпилепсией болеют 5 человек (3%) проживающих, синдромом Дауна - 3 человека (2%).

В учреждении проживает 168 человек, из которых 162 человека - мужчины, 6 человек - женщины. Анализ возрастной характеристики показал, что наиболее многочисленными были группы инвалидов молодого возраста: от 18 до 44 лет -65 человек (41%), инвалиды в возрасте 45 - 54 лет - 44 человека (27%), 55 - 59 лет - 22 человека (13%), 60 - 74 лет -31 человек (15%), от 75 лет и выше - 6 человек (4%).

По группам инвалидности больные распределяются следующим образом: инвалиды 1 группы - 64 человек, из них инвалиды с детства - 40 чел., инвалиды 2 группы - 104 человек, из них инвалиды с детства - 57 чел.

Контингент психоневрологического интерната представляет собой сообщество инвалидов с ущербной психикой. Ущербность выражается либо в эмоционально-волевом дефекте, либо в выраженном снижении интеллекта вплоть до слабоумия, либо в глубокой умственной отсталости. Этим обстоятельством объясняется несформированность в потребности досуга, распад этой потребности вследствие длительного хронического психического заболевания. Вместе с тем у части инвалидов с не столь выраженной ущербностью психики имеется потребность в досуговой деятельности. Для инвалидов организуются экскурсии, беседы, викторины, конкурсы, занятия в художественной самодеятельности. Во всех учреждениях имеются телевизоры, библиотеки, читальные залы [25].

Все кабинеты, жилые комнаты оснащены новым оборудованием и мебелью. Жилая площадь корпусов, составляет 1400 кв. м, это на одного проживающего - 7 кв. м.

Медицинская служба расположена на 2-ом этаже нового корпуса. Кроме этого организован круглосуточный медицинский пост на отделении милосердия. В каждом корпусе организовано круглосуточное дежурство санитаров и санитарок палатных, которые следят за выполнением режимных моментов, состоянием психического и физического здоровья проживающих, санитарным состоянием корпусов. Каждый жилой корпус обеспечен сотовой связью.

Численность персонала учреждения по штатному расписанию 159 человек, средняя численность работающих - 132 чел., фактический процент занятости составляет 83%. Из них 61 человек медицинский персонал. Палатные санитарки неукомплектованы на 3 человека, остальной медицинский персонал укомплектован полностью.

Для лиц с выраженной умственной отсталостью необходима специальная специализирующая среда - организация направленного образа жизни, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность в лечебно-трудовых мастерских (далее ЛТМ), обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению.

Именно терапия средой способствует более успешной адаптации и реабилитации лиц, проживающих в психоневрологических интернатах. Она включает в себя создание благоприятного психологического климата, предупреждение болезненных реакций, сохранение целесообразной активности, оптимальное устройство и оснащение учреждений специальными техническими средствами помощи инвалидам, удачную архитектуру и дизайн помещений. В ней сочетается влияние различных факторов среды: непосредственного окружения, обслуживания, обучения, эстетического воздействия и т.д. [6, 10].

В комплексном реабилитационном воздействии на инвалидов важное место отводится обучению навыкам умению заниматься спортом.

Спортивные занятия не только способствуют восстановлению двигательной активности, они являются мощным социально-психологическим фактором, который расширяет социальный опыт, насыщает жизнь эмоциональным содержанием, воспитывает волю к победе [11, 13].

Для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в учреждении создана материально-техническая база: кабинет лечебной физкультуры (далее ЛФК), спортивные площадки, необходимое оборудование.

С учетом степени интеллектуального недоразвития или приобретенного дефекта у инвалидов любого возраста планируются формы и методы реабилитации, прогнозируются результаты ее зависимости от уровня интеллектуальной недостаточности, сохранности способности к обучению или восстановлению утраченных навыков, с одной стороны, и используемых форм и методов реабилитации - с другой.

Накопленный сотрудниками интернатов практический опыт показал, что лица с умственной отсталостью, особенно молодые, обладают хорошим реабилитационным потенциалом и довольно перспективны в плане достижения максимального эффекта реабилитации.

Восстановление способности инвалидов к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильной комплексной реабилитации как самостоятельная область научной и практической деятельности.

Таким образом, в психоневрологических интернатах проживают инвалиды 1 и 2 групп, страдающих психическими заболеваниями различного генеза, особенностью которых является отдаленный этап течения, хронические стадии и необратимость болезненных явлений. Эти категории граждан нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, в возрасте от 18 и до конца жизни.

1.3 Трудотерапия как метод социальной реабилитации в условиях психоневрологического интерната

Одно из самых успешных направлений работы с инвалидами получило на Западе название «оккупационная терапия».

Оккупационная терапия, как считает Б.А. Маршинин [11] - это терапия повседневными занятиями - форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования. Специалиста по оккупационной терапии в англоязычных странах называют Occupational Therapist, а для краткости используют аббревиатуру «ОТ». В русском языке профессия называется «трудотерапия» [25, 26].

Как считает О.С. Андреева [2], трудотерапия - один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности.

Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций [10].

Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита.

Благоприятное воздействие труда, по мнению Н.Ф. Дементьевой и А.А. Модестова [5], в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество.

При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах.

Как считает О.А. Богданова [3], при групповых формах работы трудовая терапия активизирует, организует и коллективизирует деятельность больных, оказывает положительное влияние на формирование ценностных ориентаций и потребностей. В процессе трудотерапии происходит становление личности, преодолеваются психологические комплексы, формируются новые межличностные взаимоотношения; человек вовлекается в коллективную деятельность, в результате чего повышается уровень его адаптации в социуме.

Требованием к организации трудотерапии выступает обеспечение многообразия трудовых процессов и постепенного их усложнения, поддержания интереса к труду, психологический комфорт, постоянное наблюдение лечащим врачом и трудинструктором.

Наиболее важная функция трудовой терапии инвалидов в психоневрологических интернатах - это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие трудового процесса направлено на обучение инвалидов, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум [13,14].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.