Рефераты. Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната






На общих собраниях или в дни праздников чествовали победителей проведенных конкурсов «На лучшую палату», «Лучший работник», для них организовывались поездки и экскурсии.

Вся информация, о тех, кто добился результатов и тех, кто стремится к этому вывешивалась на специальных стендах. Это также являлось весомым стимулом и имело сильное моральное воздействие.

Большой духовной поддержкой для проживающих является участие в их жизни священнослужителей. Они - частые гости в нашем доме. Кроме обрядов, служб они проводят общие и индивидуальные беседы с проживающими, предупреждают их о пагубности вредных привычек, безделья, лени.

После обряда массового крещения наших подопечных в январе этого года многие заметно изменились в лучшую сторону, так как стали вести себя по-христиански. Трудотерапия, хороший морально-психологический климат - дают свои результаты улучшении состояния здоровья инвалидов.

Например, врачами-психиатрами отмечен значительный положительный эффект в лечении лиц, страдающих шизофренией. Они стали намного активнее, коммуникабельнее, доброжелательней и отзывчивей. У многих восстановилась речь, приостановлен процесс социальной деградации. В последнее время обострений у них не наблюдается. Снизился и процент лиц, пристрастившихся к алкоголю.

Работая для блага своего интерната, наблюдая плоды своего труда - красивые газоны, цветущие клумбы, идеальную чистоту на территории и в корпусе, красивые интерьеры в коридорах и холлах, - инвалиды, проживающие в интернате, почувствовали себя хозяевами своего дома.

Сегодня проживающие даже на собственные средства делают своими силами ремонт комнат, в которых живут, покупают телевизоры, ковры, холодильники, музыкальную аппаратуру, сотовые телефоны, велосипеды.

Таким образом, применение трудотерапии в психоневрологическом интернате повышает материальный уровень проживающих, помогает приобрести новые коммуникативные связи, избавиться от чувства изоляции, почувствовать удовлетворение от трудовых процессов, происходит изменение в сознании людей, проживающих в психоневрологическом интернате.

2. Изучение возможностей трудотерапии инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате (на примере ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»)

2.1 Организация и проведение исследования

Целью данного исследования является:

- выявление возможностей трудотерапии в условиях психоневрологического интерната.

Задачи:

определить влияние трудотерапии:

- на развитие социально-бытовых навыков инвалидов;

- сохранение физической, психической и социальной активности инвалидов, проживающих в психоневрологическом интернате;

- снижение уровня зависимости от посторонней помощи.

Этапы исследования:

1. Описание выборки.

2. Подбор диагностического инструментария.

3. Разработка и реализация программы.

4. Анализ результатов, выводы и разработка рекомендаций

База исследования: ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

Местонахождение учреждения: Вологодская область, г. Устюжна, п. Михайловское.

Основными целями психоневрологического интерната являются:

- осуществление социальной защиты проживающих в учреждении;

- осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера;

- организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

- внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, инновационных методик по вопросам реабилитации инвалидов.

Выборка: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.

Выборка: персонал ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат», в количестве 50 человек. Доминирующими характеристиками выборки являются лица женского пола (78%), в возрасте от 41 до 50 лет (40%), имеют среднее специальное образование (54%). Во время проведения анкеты охвачен практически весь обслуживающий инвалидов персонал (44%), 38% младшего медицинского персонала и 18% среднего медицинского персонала.

Выборка: работники ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат» в количестве 9 человек, по роду своей деятельности непосредственно занимающиеся с инвалидами занятиями по трудотерапии.

Диагностический инструментарий:

- анкета, с целью выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат»; В ходе проведения исследования была разработана анкета для выявления возможностей трудотерапии в социальной реабилитации инвалидов, проживающих в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

Сроки проведения: 22.03.10. - 29.03.10.

Количество участвующих: 50 человек.

- интервью трудинструкторов, с целью изучения особенностей взаимодействия трудинструктора с инвалидами, проживающими в ГУ ВО «Устюженский психоневрологический интернат».

2.2 Разработка и реализация программы занятий по трудотерапии с инвалидами, проживающими в психоневрологическом интернате

Трудовая терапия в психоневрологическом интернате носит специфический характер. Практическая значимость программы по трудовой терапии инвалидов состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

Категория клиентов: инвалиды с психическими заболеваниями мужского пола (100%), в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, имеющие инвалидность 1,2,3 группы, не имеющие образования и специальности.

Была организована группа инвалидов в возрасте от 20 до 30 лет, в количестве 12 человек, проживающих в 7 корпусе Устюженского психоневрологического интерната.

В процессе проведения исследования была разработана программа занятий по трудотерапии с инвалидами с психическими отклонениями, проживающими в психоневрологическом интернате, целью которой является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение в трудовую деятельность, обучение элементарным профессиональным навыкам, обучение общению, организация досуговой деятельности, обучению навыкам и умению заниматься спортом.

При проведении мероприятий по трудотерапии мы учитывали показания общего заболевания инвалида, показания к трудотерапии, желание инвалида участвовать в занятиях по трудотерапии.

Также учитывается непрерывность процесса трудотерапии, подбор индивидуальных занятий для каждого инвалида (учитывая интерес и возможности), комплексность занятий, нагрузку и увеличение времени занятий по трудотерапии.

При проведении занятий по трудотерапии образовались три подгруппы по интересам: занятия физическим трудом (3 чел.), творческая мастерская (6 чел.) и занятия на тренажерах в кабинете ЛФК (3 чел.). Занятия проводились в первой половине дня, после завтрака и утренних процедур.

Вначале небольшое введение, разъяснение цели занятия и проведение занятия. Занятия физическим трудом проводились с помощью трудинструктора, творческие занятия с помощью социального и музыкального работника, занятия в кабинете ЛФК под присмотром инструктора по ЛФК. Все занятия проводились с учетом дозированности времени и нагрузки (с соблюдением последовательного перехода от простого к сложному). Также творческие занятия проводились начиная с простых заданий доходя до усложненных.

За время проведения программы инвалиды в группе трудотерапии приобрели навыки личной гигиены, самообслуживания, ответственности за порученный им объект, успешно развиваются дружественные отношения в группе. При проведении мероприятий в группах по интересам отмечается взаимопомощь и взаимовыручка среди проживающих.

За время проведения занятий по трудотерапии у инвалидов занимающихся, лепкой из пластилина и собиранием пазлов, расширился словарный запас, развились память, мышление, речь стала более связной, стала более развита мелкая моторика рук. Вызывает огромный интерес у инвалидов творческие занятия и занятия в кабинете ЛФК.

Занятия физкультурой помогают инвалидам поверить в свои собственные силы, почувствовать свою значимость, предоставляют им возможность достичь определенных результатов.

Некоторые из проводимых мероприятий могут изменяться и заменяться в зависимости от погодных условий и с учетом пожелания инвалидов.

Мероприятия проходили каждый рабочий день, в них входили:

- покупка зубных паст, щеток, бритв, обучение личной гигиене (умывание, чистка зубов, бритье), уборка в комнате;

- уход за комнатными цветами (полив, рыхление);

- покупка фотоальбомов каждому инвалиду, сбор фотографий;

- обучение пользованию мобильным телефоном (у кого они есть);

- уборка снега на территории корпуса и подвоз продуктов в столовую;

- ежедневное чаепитие;

- закупка пазлов, пластилина, раскрасок;

- проведение занятий по лепке из пластилина, собиранию пазлов, раскрашиванию раскрасок;

- разучивание песен под караоке;

- ежедневное посещение кабинета ЛФК.

Итак, организуя процесс трудотерапии в Устюженском психоневрологическом интернате можно сказать, что занятия по трудотерапии должны носить системный и непрерывный характер, согласованную работу всех служб учреждения, заинтересованность контингента лиц, проживающих в учреждении.

Также необходим контроль результатов трудотерапии до и после проведения занятий по трудотерапии и медицинский контроль со стороны медицинской службы. Учитывая дальнюю расположенность жилых корпусов от трудовых мастерских, от клуба и главного здания инструктор по труду должен сам проявлять активность и проводить занятия по трудотерапии непосредственно в тех корпусах, где проживают инвалиды, желающие заниматься трудотерапией.

Привлекательность этого метода заключается в простоте применения трудотерапии и невысоких материальных затратах на её организацию, доступности использования на всех этапах реабилитации, разнообразии, которое обеспечивается большим количеством упражнений в результате сочетания разных трудовых движений и операций, хорошей сочетаемости практически с любым направлением лечения, в том числе и с комплексными реабилитационными программами (с физиотерапией, ЛФК, психотерапией и пр.). Таким образом, включение трудотерапии в реабилитационные программы психоневрологического интерната имеет цель, как можно дольше сохранить физическую, психическую и социальную активность клиентов, снизить уровень зависимости от посторонней помощи. В процессе работы мы на практике убедились, что правильная организация трудовой деятельности клиентов создаёт у них благоприятный эмоциональный фон, восстанавливает связь с коллективом, сглаживает чувство одиночества, тревоги, депрессии, освобождает от сознания собственной неполноценности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.