Рефераты. Социология как наука






Опрос - это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то, проводящим опрос. Лица, которые отвечают на вопросы, называются респондентами. Опрос предоставляет исследователю информацию пяти типов: факты, знания (perceptions), мнения (opinions), отношения (attitudes) и поведенческие отчеты. В разряд фактов биографические сведения о респонденте, которые могут оказаться существенными при интерпретации других данных. К разряду знаний относятся суждения опрашиваемого об окружающем мире, то есть, то, что человек знает о нем. В разряде мнений находятся суждения респондента о его предпочтениях или взглядах на определенные предметы и события. К отношениям причисляют сравнительно устойчивые настроения респондентов и их оценки определенных событий, явлений, людей. Поведенческие отчеты - это утверждения опрашиваемых о том, как они поступают в том или ином случае.

Одним из наиболее распространенных видов опроса является анкетирование. Анкетирование - метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой. Анкета - упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий: 1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке; 2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

Помимо анкетирования применяется метод интервьюирования. В основе интервью - беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы в определенной последовательности и с заданными формулировками. Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего. В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное. Формализованное - означает строгую регламентацию общения интервьюера и респондента детально разработанным вопросником и инструкцией. Фокусированное - имеет своей целью сбор мнений оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респондентов заранее знакомят с предметом беседы. Вопросы хотя и подготавливаются заранее, но могут задаваться в любой последовательности и в иной формулировке. Главное здесь - получить информацию по каждому вопросу. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или плана беседы, определяется только тема интервью. Информация, полученная таким образом, уникальна и обрабатывается не статистически, а с помощью традиционных методов анализа документов.

Разновидностью опроса являются исследовательская беседа, а также экспертный опрос. Исследовательская беседа по форме близка к свободному интервью, характеризуется совместным - исследователя с респондентом - поиском истины, методически близка к экспертному опросу. Метод экспертной оценки применяется в ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект - носитель проблемы и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Чаще всего такие ситуации связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального явления, процесса; с необходимостью представить состояние интересующего исследователя предмета через один, два, пять и более лет или дать объективную оценку таким сторонам деятельности и качествам людей, по которым их самооценка может оказаться искаженной. Подобная информация может исходить только от компетентных лиц - экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов - экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции экспертного опроса в социологическом исследовании: оценка состояния, включая причины и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности. Чем отличается экспертная оценка от информации, получаемой в результате анкетирования? Экспертная оценка стремится к согласованности, единообразию оценок и мнений. Кроме этого, достоверность данных не зависит от большой численности опрошенных, так как, в связи с высокой компетентностью экспертов, мнение даже одного эксперта может оказаться достаточно обоснованным и достоверным.

В проведении социологического исследования используются также социально-психологические методы. К ним относятся метод независимых характеристик, используемый, например, в случае необходимости изучения скрытых явлений и процессов в воинском коллективе, когда знания о них принадлежат всем членам коллектива и в меньшей мере - должностным лицам. Значительный интерес представляет метод социометрии, изучающий структуру социальной группы (к примеру, трудового коллектива) с целью выявления в ней микрогрупп и лидеров на основе взаимооценок всех членов коллектива. На социометрию похож метод парных сравнений, но он проще и доступнее в применении. К социально-психологическим методам относятся также методики изучения личности, с помощью которых исследуются личностные качества отдельных индивидов и членов коллектива в процессе их межличностного взаимодействия.

Как подготовить и провести социологическое исследование?

Социологическое исследование включает 14 основных видов процедур или этапов.

1. Концептуализация - определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и их операционализация.

2. Схематизация - установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

3. Подготовка инструментария - составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

4. Планирование - рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.

5. Построение выборки - отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.

6. Инструктаж - подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.

7. Предварительное тестирование - опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов.

8. Опрос - в форме анкетирования или интервью - получение информации от участников выборки с применением пилотажного инструментария.

9. Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) - проверка корректности применения методики опрашивающими, а так же контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса и т.д.).

10. Контрольная проверка - проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом, и все ли из них возвратили анкеты.

11. Кодирование - преобразование собранных данных в числовую форму.

12. Обработка - подготовка данных для анализа.

13. Анализ - переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

14. Составление отчета - изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

На практике исследователь может производить несколько процедур одновременно. Рассмотрим некоторые из них.

На этапе концептуализации происходит выбор проблемы, достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов. Изучается научная литература, включая отчеты о проводившихся в прошлом подобных социологических исследованиях. Завершив обзор литературы, исследователь обычно приходит к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Взаимосвязь эта выстраивается в форме гипотезы. Далее проводится операционализация понятий, то есть сведение абстрактных понятий к конкретным показателям. Абстрактное понятие «высота», например, можно выразить в конкретных показателях - сантиметрах, метрах, километрах. Если операционализация выполнена правильно, социолог сможет с помощью собранной информации получить подтверждение гипотезы.

На стадии схематизации опроса социолог разрабатывает программу исследования, определяет цель опроса, способ его организации, наиболее подходящую методику сбора данных, выборку. Выборка - это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию. Процедуры выборки: 1) определение слоев и групп населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определение численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности 3) определение правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку. При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования с применением либо случайных чисел, либо систематической выборки. Случайные числа используются для обеспечения равного шанса каждому индивидууму в структуре выборки (например, в списках избирателей, почтовых адресов) быть отобранным в качестве члена выборки. Систематическое проведение таких исследований предполагает беспорядочный отбор первого индивидуума из списка, затем последующих в любом из установленных интервалов (например, каждого десятого или двадцатого избирателя). Если выборочная совокупность слишком велика, проводится квотная выборка, предполагающая разбивку ее на страты по полу, возрасту, социальному классу, месту жительства. А затем в каждой страте проводится случайная выборка.

С помощью конкретных методов социологи проверяют надежность и достоверность выдвигаемых ими гипотез и теорий, помогают наладить управление в фирме, организовать предвыборную кампанию, совершенствовать социальную политику в регионе и в масштабах всей страны.

Основная литература

История социологии. Минск. 1996.

Западная социология. СПБ. 1997.

Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М. 1999.

Джери Д.,Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х т. М. 1999.

Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М. 2000.

Дополнительная литература

Томпсон Д., Пристли Д. Социология. М. 1998.

Социология / Под ред. акад.В. Осипова /. М. 1995.

Западноевропейская социология XIX в. Хрестоматия. М. 1997.

Вебер М. Избранные труды. М. 1990.

Бурдье П. Начала. М. 1994.

Зиммель Г. Избранное: В 2-х т. М. 1996.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.