Рефераты. Социология как наука






Теоретическая функция проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают научные выводы. В результате социология обогащается новыми понятиями, терминами и определениями, создаются те или иные теории. В итоге общество глубже познает закономерности и перспективы своего развития.

Прогностическая функция -- на основании фактического материала и его теоретического осмысления ученые разрабатывают научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем. Например, прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах.

Прикладная функция -- использование первичных данных, теоретических разработок, социологических прогнозов для решения практических задач. Так, работы социологов могут помочь в выработке конкретных рекомендаций по предотвращению и решению конфликтов, совершенствованию управления фирмой, предприятием и т. д.

1.2.3. Виды социологического знания

Как и многие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Первое направление, называемое еще и макросоциологией, включает в себя проблемы социально-философского осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, гносеологические проблемные вопросы социологии, проблемы построения структур социальных ассоциаций, построения математических моделей социальных общностей и процессов и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками: философией, историей, политологией и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции, при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социального знания принято называть общесоциологическим. Фундаментальные, общесоциологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения об единых для всех социальных структур законах поведения людей.

Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. На эмпирическом уровне социологи собирают многочисленные факты, сведения, мнения членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Общесоциологические теории и эмпирические исследования(называемые микросоциологией) должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное конкретными фактами, бессодержательно, а эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений. В итоге, возникает противостояние фундаментальных и эмпирических исследований, что значительно замедляет развитие науки, мешает кооперации ученых, объединению их усилий.

Выход из этого положения был введен в социологическую практику Р.Мертоном. Он предложил сформировать еще один уровень социологического знания - теории среднего уровня. Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами и систематическими попытками создать единую теорию общества. Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, малой группы и т.п. В теориях среднего уровня используются идеи и термины, заимствованные из общесоциологических теорий, но применяются также собственные специфические определения и понятия. Как видно из таблицы, теории среднего уровня можно условно разделить на три группы: теории социальных институтов, теории социальных общностей, теории специализированных социальных процессов. В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере развития социологии как науки. Социологи, занимающиеся узкими областями исследования, разрабатывают специфический понятийный аппарат, проводят эмпирические исследования по своей группе проблем, обобщают полученные данные и, наконец, соединяют эти обобщения в теорию в пределах своей узкой области. В дальнейшем их данные используются теоретиками, развивающими фундаментальный уровень социологического знания.

1.2.4. Методы социологии

Метод определяется как способ, совокупность приемов изучения объекта. Его также определяют как технологический принцип изучения предмета.

В социологии выделяют три группы методов. Первая группа -- общенаучные методы (анализ и синтез, восхождение от частного к общему, статистический и т. д.). Вторую группу часто называют общими подходами. Н. Смелзер выделяет пять основных подходов. Первый -- демографический. Используется при изучении деятельности людей, связанной с рождаемостью, смертностью, миграциями.

Второй -- психологический -- объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для людей как личностей. Используется для изучения социализации личности, девиантного и преступного поведения и т. п.

Третий подход -- коллективистский -- применяется при исследовании групп, организаций, толпы, общественных движений и т. д.

Четвертый -- выявляет взаимоотношения -- интеракционистский. Он рассматривает общественную жизнь людей через их взаимодействие друг с другом, обусловленное социальными ролями.

Пятый -- культурологический -- применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры как общественные правила (законы, табу, обычаи, традиции) и общественные ценности (идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными для каждого члена общества). Так, если ценностью является личное благополучие, его защищают не только законы, но и обычаи, традиции.

Кроме основных подходов, выделенных Н. Смелзером, мы можем также назвать:

системный, рассматривающий общество, государство, образование как систему -- совокупность взаимосвязанных частей;

сравнительный, изучающий поведение людей, конфликты, модернизацию в разных культурных контекстах;

функциональный, исследующий общество, его подсистемы на основании анализа функций каждого элемента;

структурный, изучающий социальные общности с позиций всестороннего исследования их структурных единиц (слоев, групп, личностей), социальных связей между ними и их динамики.

Отдельную группу составляют методы конкретного социологического исследования.

Одним из важнейших методов получения первичной информации является наблюдение. Это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования. Наблюдение применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах, концертах рок-группы и т.д. Данный метод применяется также при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся обстоятельствах, когда действия индивидов и групп приобретают «автоматизированный характер, а также в экстремальных случаях - для выявления типичных реакций людей на чрезвычайные ситуации. Наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей, Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных иными способами. Возможны два варианта данного метода -- невключенное наблюдение, которое ведется "со стороны", и включенное, осуществляемое при участии самого наблюдателя. Скажем, образ жизни и поведение подростков, вовлеченных в уличные шайки, можно наблюдать со стороны, невключенно, а можно, внедрившись в одну из таких шаек (как это делали в 30-е годы ХХ в. молодые социологи Чикаго).

Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Любое конкретное социологическое исследование должно начинаться с анализа существующих по исследуемой проблеме документов, в первую очередь, официальных, причем подбираются такие, которые глубже, полнее и точнее выражают сущность и особенности исследуемого объекта и в наибольшей степени соответствуют решаемой социологами исследовательской задаче. Существуют два основных метода анализа документов - традиционный и формализованный или контент-анализ. Традиционный анализ - самостоятельный творческий процесс, который зависит от: 1) содержания и направленности самого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации и таланта самого исследователя. Отсюда видно, что традиционный анализ несет в себе возможность нарушения принципа объективности в объяснении документа. Контент-анализ помогает избавиться от этого недостатка. Этот вид анализа ориентирован на извлечение социологической информации из больших массивов документальных источников, трудно поддающихся традиционному интуитивному анализу. В его процессе в изучаемом тексте выделяются определенные, интересующие исследователя элементы содержания (термины, имена политических деятелей, суждения, точки зрения, различные виды публикаций и т.д.). Их классифицируют, подсчитывают и проводят количественный анализ. Контент-анализ целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода.

Эксперимент - это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности изучаемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов. Социологический эксперимент основывается на разработке гипотетической модели изучаемого явления или процесса. На основе использования данной модели изучаемый социальный объект описывается как целостная система переменных, среди которых выделяется независимая переменная. Это экспериментальный фактор, действие которого подчинено управлению и контролю экспериментатора и который выступает в качестве гипотетической причины определенных изменений в зависимой переменной Зависимые переменные - это свойства, отношения, взаимозависимости изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для ее функционирования, но не зависящие от экспериментатора. К примеру, изучается производственная деятельность рабочей бригады. В качестве независимых переменных в эксперименте могут выбираться освещенность или загазованность рабочего помещения, способы воздействия на работников - поощрения или наказания, содержание совместной деятельности - производственная, социокультурная, политическая, а также тип лидерства - демократический, авторитарный или попустительский. В качестве изучаемых в социологическом эксперименте зависимых переменных обычно выделяются индивидуальные знания, навыки, групповые мнения, стереотипы поведения и т.д. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, линейные и параллельные. В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования (например, в цехе), при этом члены группы могут быть осведомлены или неосведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения нескольких характеристик). В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.