Рефераты. Социология как наука






В борьбе с позитивизмом и субъективной социологией сформировалось марксистское направление, представленное либеральными "легальными" (П. Б. Струве, Н. А. Бердяев, М. Туган-Барановский) и ортодоксальными марксистами (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин), которые придерживались взглядов К. Маркса.

С октября 1917 г. в российской социологии под влиянием Н. Бухарина стала усиливаться тенденция к отождествлению социологии и исторического материализма. Н. Бухарин полагал, что наряду с теоретической наукой необходимо развивать и ее конкретно-социологическое направление. Бухарину возражал В. Адоратский, отделявший философию от социологии, В. Сарабьянов, отрицавший социологическое значение исторического материализма. Новым в развитии социологии стала разработка ее отдельных отраслей: социологии труда (А. К. Гастев), социологии искусства (Е. Н. Анциферов) и т. д. Проводились практические исследования с использованием анкетирования, интервью, анализа документов. Изучались социально-экономические, социально-этнографические явления; на основе их развивалась социальная и национальная политика.

Однако формирование тоталитарного режима в России, ужесточение идеологического и политического контроля вело к подавлению социологии. В 1922 г. из страны были высланы видные социологи, в том числе и П. Сорокин, философы (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков) и прочие. В 1938 г. И. В. Сталин фактически упразднил теоретическую социологию -- за ненужностью и запретил изучение жизни советского общества. Было ликвидировано даже понятие "социология".

Возрождение науки началось с конца 50-х годов (хрущевская "оттепель"). Проводились масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на работников, их отношение к труду. Разрабатывались управленческие технологии, социальное планирование. В течение 60-х гг. социологи создавали кафедры, отделения, институты. Труды по восстановлению социологии в СССР возглавили А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, Ю. А. Левада, Г. В. Осипов, А. Г. Харчев, В. А. Ядов, Т. И. Заславская и др. Главные трудности состояли в том, что навязывание исторического материализма в качестве единой научной теории закрывало путь к возникновению социологических теорий и методологий, ограничивалась -- в интересах коммунистической партии -- тематика исследований, а результаты (расходившиеся с официальными данными) засекречивались. Только в 1986 г. решением последнего XXVII съезда КПСС социология вновь была восстановлена в гражданских правах науки об обществе.

Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина

Основные понятия

Общество, социология, личность, фундаментальный и эмпирический уровни социологического знания, теории среднего уровня, функция, методы, наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервью, анализ документов.

Словарь

Макросоциология (фундаментальный уровень социологического знания) -- область социологического знания, связанная с изучением крупных социальных структур.

Микросоциология (эмпирический уровень социологического знания) -- область социологического знания, которая связана с анализом повседневного взаимодействия между людьми.

Теория -- утверждение, содержащее совокупность взаимосвязанных положений и гипотез.

Общество -- объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную социокультурную идентичность.

Личность -- социальная сущность человека, субъект и продукт социальных отношений.

Операционализация - процесс преобразования абстрактных понятий в конкретные термины (пример: абстрактное понятие «социальный класс» преобразуется в термины «род занятости», «доходы», «образ жизни»).

Выборка - отбор индивидуумов из более широкой совокупности (генеральной совокупности), предназначенный для отражения характеристик этой совокупности во всех существенных отношениях.

Респондент - лицо, отвечающее на вопросы анкеты или интервью.

Инструментарий - определенный набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и т.д.).

Интервью - (от английского - interview - беседа с глазу на глаз) метод опроса, использующий в качестве источника информации беседу исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.

Гипотеза - утверждение, предсказывающее существование некоторой зависимости между переменными.

Переменная - признак, принимающий разные значения для различных случаев или для различных моментов времени в рамках одного случая. Термин используется, как правило, в эмпирическом социальном исследовании таких факторов, возраст, социальный класс, статус занятости, образование, способных другие изменения, вроде уровня доходов.

Независимая переменная - переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения ее воздействия.

Зависимая переменная - мера воздействия независимой переменной. Так, при изучении, например, воздействия брачного возраста на размер семьи возраст брака - независимая переменная, а размер семьи - зависимая.

Генеральная совокупность - объект исследования, «локализованный» территориально и во времени, на который распространяются выводы исследования.

Репрезентативная выборка - выборка, которая является (или считается) истинным отражением родительской популяции (генеральной совокупности), то есть имеет тот же профиль признаков, например, возрастную и классовую структуру, уровень образования. Репрезентативная выборка достигается за счет гарантии полностью случайного отбора.

Основная литература

Фролов С. С. Основы социологии. - М., 1997.

Монсон Пер. Лодка на аллеях парка. - М., 1995.

Социология. Основы общей теории / Под ред. академика Осипова Г. В. - М., 1996.

Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М., 1996.

Дополнительная литература

Руденко Р. И. Практикум по социологии. - М., 1999.

Кравченко А. И. Социология. - М., 1998.

Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. - Екатеринбург, 1998.

Сорокин П. А. Общедоступный учебник по социологии. - М., 1994.

Социология. Энциклопедический словарь. - М., 1996.

Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск, 2000.

Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х тт. М., 1999.

1.2.1. Объект и предмет социологии

Объектом исследования для любой науки является реальность, существующая независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания о ней и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. Следовательно, каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Но в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования «может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом».

Для социологии объектом является общество. Однако общество -- слишком крупный и сложный объект для одной науки, его изучает несколько родственных наук -- политология, экономика, право, психология, антропология, социология. У каждой науки свой предмет исследования. Экономика изучает процессы производства материальных благ, психология -- различные виды и формы поведения личностей и влияние на него социального окружения и т. д. Особенность предмета социологии - в его мультипарадигматичности. Это означает, что в социологии существует несколько концептуальных моделей (парадигм), на которые опираются различные авторы, по-разному понимающие социальную реальность. Например, Дюркгейм считал социологию наукой об институтах, их генезисе и функционировании. Г.Зиммель полагал, что предмет социологии «заключает в себе множество движений… отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов».П.Сорокин заявлял, что социология изучает явления взаимодействия друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой. У Э.Гидденса предметом социологии является социальная жизнь человека, групп и обществ. Как видите, рабочих определений предмета социологии столько, сколько социологов. В основу данного учебного пособия положено определение предмета социологии, данное С.Фроловым: социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в данных структурах.

В понятие социальной структуры входит взаимное расположение индивидов и групп в обществе, их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур понимаются прежде всего физическая окружающая среда и культура. Социальные процессы представляют собой динамику развития общества и охватывают все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая его функционирование и развитие.

1.2.2. Функции социологии

Функция - следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу.

Эмпирическая функция -- сбор и обработка конкретной фактической информации (первичных данных). Например, опрос общественного мнения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.