Рефераты. Социология как наука






Социология как наука

Социология как наука

Содержание

  • Лекция 1. История социологии 2
    • Основные понятия 2
      • Словарь 2
      • 1.1.1. Предпосылки появления социологии 2
      • 1.1.2. Классическая социология XIX в. 4
      • 1.1.3. "Понимающая" неклассическая социология Германии 6
      • 1.1.4. Американская социология XIX - XX вв. Модернизм и постмодернизм 7
      • 1.1.5. История российской социологии в XIX - XX вв. 12
    • Лекция 2. Социология как наука и учебная дисциплина 13
      • Основные понятия 13
      • Словарь 13
      • Основная литература 14
      • Дополнительная литература 14
      • 1.2.1. Объект и предмет социологии 14
      • 1.2.2. Функции социологии 15
      • 1.2.3. Виды социологического знания 16
      • 1.2.4. Методы социологии 16
      • Основная литература 22
      • Дополнительная литература 22

Лекция 1. История социологии

Основные понятия

Позитивизм, социальный факт, солидарность, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, конфликт, «понимание», идеальный тип, отнесение к ценностям, макросоциология, микросоциология, бихевиоризм, структурализм, функционализм, системный подход, символический интеракционизм, этнометодология, феноменология, модернизм, постмодернизм, постструктурализм, дискурс, субъективная социология, исторический материализм.

Словарь

Позитивизм -- 1. Доктрина, сформулированная О.Контом, согласно которой только истинное знание является научным, т.е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. 2. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные.

Структурализм -- 1. Социологический анализ с точки зрения социальной структуры. 2. Методологические и теоретические подходы к культурному и социологическому анализу, основанные на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой.

Социальная структура -- 1. Относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов, например, классовая структура. 2. Более или менее постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, группе или социальной организации, например, «социальная структура России».

Функционализм - теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей.

Структурный функционализм - 1. Теоретические подходы, в рамках которых общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем. 2. (В более узком смысле слова) Особая форма функционального анализа Толкотта Парсонса, часто отличаемая от «функционализма» в целом и называемая структурным функционализмом.

Дискурс -- определенная область использования языка, единство которой обусловлено наличием общих для многих людей установок. Например, М. Фуко описывает существование в обществе различных дискурсов безумия (то есть типов мышления и общественного обсуждения проблемы безумия), сменявших друг друга с течением столетий. Например, в раннем средневековье безумный человек рассматривался как наделенный особым видением мира мудрец, а в ХХ в. -- как больной.

Спекулятивное знание - тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии и направлено на осмысление оснований культуры и науки, в том числе философии.

1.1.1. Предпосылки появления социологии

На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучение общественной жизни, влияет прежде всего наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень научного анализа. На заре духовного развития человечества философы, мыслители стремились понять характер общественного устройства. В философском плане это было сделано достаточно четко и глубоко в античной Греции, прежде всего Аристотелем (384 - 322 гг. до н. э.). В работе «Политика» Аристотель изучал эллинский полис, т.е. общество- государство, что, конечно, далеко не исчерпывало содержание общественной жизни в широком смысле этого понятия. Историки социологии полагают, что труды Аристотеля относились больше к политическим наукам. И одной из главных его заслуг считают разработку и использование методов наблюдения и сообщения, а также систематическое изучение логики.

Особую роль в формировании социологии сыграли мыслители эпохи Просвещения. Следует отметить особо Ш.Л.Монтескье, чей труд «Дух законов» (1748г.) некоторые исследователи склонны рассматривать как социологический, а его самого как одного из основоположников социологической доктрины. Действительно Монтескье пытался за цепью случайных событий увидеть глубинные причины, которым эти события подвластны. Особое внимание он уделил политическим проблемам общественной жизни, в частности, принципу разделения властей, который впоследствии был положен в основу устройства буржуазно-демократических государств. С именем Монтескье во многом связано формирование социологической теории «географический детерминизм», связывающей социально-политическую и экономическую жизнь людей с влиянием климата, географической среды и численности населения. Однако, Монтескье еще не мог представить себе существование науки, изучающей общие основания общественной жизни.

Трагические события и результаты Великой Французской революции привели к крушению рационалистических теорий Просвещения. Встал вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни. Многие обратили внимание на принципы и методы исследований, которые были отработаны в естественных науках. К.А. де Сен-Симон и его секретарь О.Конт в 1822 г. составили «План научных работ, необходимых для реорганизации общества», где проводилась мысль о необходимости создания науки об обществе, которая базировалась бы на объективных наблюдениях и разрабатывалась в соответствии с методами естественных наук, в частности физики. Новую науку так и назвали - «социальная физика». В названии этом по сути раскрывался основной замысел «позитивного» метода познания - открытие объективных законов общественного развития, столь же необходимых и непреложных, как «закон тяготения». В 1839 г. О.Конт сменил термин «социальная физика» на термин «социология», потому что родоначальник новейшей статистики А.Кетле свел «социальную физику» в своем труде «Социальная физика или опыт исследования развития человеческих способностей» лишь к статистическому исследованию общественной жизни, а в понимании Конта социология должна была быть не описательной, а теоретической наукой.

Научной базой социологии послужили теория клеточного строения живого организма (Шлейден и Шванн -- 1838-1839 гг.) и теория эволюции видов Ч. Дарвина. В XVII-XIX вв. были разработаны методы количественного исследования социальных процессов (Э. Галлей - XVII в., Лаплас - XVIII в.), а также методика эмпирического выведения статистически рассчитанных закономерностей (А. Кетле - 1835 г.). К формированию социологии как самостоятельной науки привело развитие политики, права, политической экономии, истории и социальной философии. А.Р.Тюрго (1727-1781 гг.) - экономист, социальный философ, политический деятель и Ж.А.Кондорсе (1743-1794 гг.) - историк и философ-просветитель, рассматривая историю как постепенное совершенствование человеческого рода, утвердили в европейском социальном мышлении идею прогресса, причем прогресса, совершающегося в противоречивой форме «неравенства прогресса народов».

Социология возникла в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. -- в переходный период от традиционного к индустриальному обществу. В это время происходил быстрый рост городов, промышленных предприятий. Общество расслаивалось: появились супербогатые и значительное число бедных и нищих, увеличилась преступность, нарастала нестабильность. В то же время происходило формирование среднего класса, выступившего за порядок и стабильность, развивалась демократия, развивался институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 40-х г. были налицо не только "социальные болезни", но и те силы, которые были заинтересованы в их излечении мирным путем. Именно средний класс и выступил своеобразным "заказчиком" социологических исследований. В это время складываются два основных направления социологии -- эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), предложившие конкретные решения проблем развития общества.

1.1.2. Классическая социология XIX в.

В истории социологии XIX в. можно выделить три основных типа научности.

Первый -- самый ранний -- можно назвать классической социологией. Самые яркие ее представители -- О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре основных принципа классической методологии:

социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы;

поэтому социология должна строится по образу естественных "позитивных" наук;

методы социального исследования должны быть такими же точными, как и методы изучения природных явлений;

важнейший признак научности - объективность содержания знания, т. е. его свобода от ценностных суждений и идеологий.

Огюст Конт -- основатель социологии и позитивизма -- противопоставил новую общественную науку спекулятивной философии ХVIII века с ее чисто абстрактными методами познания окружающей действительности. Конт считал, что социология в отличие от философии конкретна, актуальна, основана на фактах, доступных эмпирическому наблюдению, следовательно, научна (позитивна). Конт требовал исследования взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших систем, т. е. общества, человечества. Конт открыл и сформулировал предмет социологии, а также закон трех стадий социального и интеллектуального развития. Согласно его представлениям, общество про ходит через «теологическую» и « метафизическую» стадии , прежде чем достичь «позитивного» возраста - этапа «надежного» знания, нового рационального правительства и «религии гуманизма». Общество, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру «позитивной», противопоставляя ее «негативной», угрожающе революционной и спекулятивной, «метафизической» эре, чьим предназначением было просто положить конец предыдущей «теологической»(и монархической). В своей общей социологической теории Конт выделил две части -- статику и динамику. Статика изучает условия и законы функционирования общественной системы (позже получила развитие в дюркгеймовской и функционалистской социологии). Динамика -- социальный прогресс, в основе которого, по мнению О. Конта, лежит духовное, умственное развитие человечества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.