Рефераты. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения






Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ре-бенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные проце-дуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагопо-лучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уров-ни человеческого функционирования (личностный, межличност-ный, социальный, физиологический, психологический, сомати-ческий и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.

Переживания травматических ситуаций или событий повто-ряются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются деть-ми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, про-являющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах с том, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличен-ном реагировании.

Психика «сживается» с переживаниями травмы, приспосабли-вается к ней. Симптомы травматических переживаний в виде пси-хических отклонений являются способом выживания [34, 56].

Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого пси-хического состояния -- психической депривации (Й. Лангеймер и Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлет-ворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, про-исходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных лич-ностных качеств и образований.

В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого фактора обнаружены и другие (сенсорная депривация -- обеднение среды, ее сужение; социальная -- умень-шение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмо-циональная -- снижение эмоционального тона при взаимоотно-шениях с окружающими; психическая -- невозможность удовлетворения основных потребностей).

Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, т.е. оставшимися без по-печения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и па-губное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются имеете.

Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психи-ческое развитие: родительский дом -- отец, мать, другие взрос-лые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ре-бенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он на-блюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, под-ражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится за-воевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их цен-ности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного деть-ми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознатель-ная программа «наследия предков», заложенная в человеке семь-ей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чув-ства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье [34, 91].

Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не; может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по- прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою се-мью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невоспри-имчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для со-циального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там на-ходятся их родители!

Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родите-лей, вызванное такой средой, но не их самих.

Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя и погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.

У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, но ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее нередко, не сумев Приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит на-силие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии -- способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в даль-нейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [12,71].

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношения-ми родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об «том не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родите-ли которого занимают низкое социальное положение, не работа-ют, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в анти-санитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жи-знью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, вырос-ших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая само-оценка, они не верят в себя, в свои возможности.

Работа с детьми в учреждениях социально-педагогической под-держки должна строиться по принципу оказания помощи и под-держки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает направления -- оказание помощи ребенку и изменение отноше-ний в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны. Выйдя из учреждения социально-педагогической поддержки, ребенок попадает в мир, где живут его самые близ-кие люди -- родители. Лучше всего ребенку жить со своими роди-телями. Никакие учреждения социально-педагогической поддерж-ки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гос-тиницы и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому главная задача всех специалистов -- сделать все, чтобы подготовить ребенка к само-стоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.

Сегодня много говорят об открытии института приемных се-мей. Это перспективная, хорошая форма устройства жизни ребен-ка. Но, тем не менее, всегда нужно помнить, что если ребенок про-живает в приемной семье, необходимо сделать все для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями. Это, но многом может изменить и саму неблагополучную семью, и от-ношение ребенка к своим родителям. Можно считать, что возвра-щение ребенка в свою обновленную, измененную биологическую семью -- самый хороший результат работы учреждений социаль-но-педагогической поддержки. Специалисты таких учреждений должны это делать ради ребенка, ибо в центре их внимания всегда стоят интересы детей и только детей 14,15].

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В.Дубровина, Э.А.Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [46, 215].

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смер-ти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для дости-жения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.

Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматичес-кой ситуацией у человека возникает переживание, которое по-казывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уве-ренности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий -- очень болез-ненный момент, который трудно подкрепляется положительны-ми жизненными ситуациями.

Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим челове-ком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открыти-ем. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, встал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, и в нем укрепить убеждение в существовании новых, и он пове-рит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуман-ном мире, останется надолго инфантильной личностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.