2
Нальчик 2007
Оглавление
Введение
Глава 1.
Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.
1.1.
Причины формирования неблагополучной семьи.
1.2.
Семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье.
1.3
Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.
Глава 2.
Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям.
2.1.
Семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи.
2.2.
Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска».
2.3.
Содержания и опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.
Заключение
Литература
Введение.
Актуальность. Существующие про-тиворечия и разбалансированность всех сфер общественного устройства деформируют целостность и стабильность страны, и это в первую оче-редь отражается на институте семьи. Социальные трансформации конца XX начала XXI века показали, что сильнее всего кризис идентичности сказывается на семье, как наименее социально и культурно защищенном субъекте современных процессов модернизации.
Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики девиантного поведения и организации работы с неблагополучными семьями.
В связи с этим важное научное и практическое значение приобретает исследование проблем, а также процессы, характеризующие нарушения в жизнедеятельности се-мьи, вызванные социально-экономическим кризисом.
Степень разработанности. В ходе работы над темой дипломного исследования нами проанализирована существующая литература и эмпирический материал, в которых в той или иной степени освещаются поднимаемые в работе проблемы. В частности, особый научный интерес представляют такие издания, как:
Дивицина Н.Ф. Семьеведение. - М., 2006г. В пособии определен предмет семьеведения, проанализированы функции и типы семьи, рассмотрены вопросы, касающиеся брака, семьи и быта, совершенствования семейной политики и социальной защиты материнства и детства, а также основные направления и технологии социальной работы с различными типами семей, где информация подается в более полной форме.
Зритнева Б.И. - М., 2006г. Социология семьи. В учебном пособии отражены основные особенности развития семьи как социального института и малой социальной группы. Особое внимание уделено анализу современных тенденций функционирования семьи. Рассматриваются основные функции, структура жизненного цикла семьи, причины и последствия распада семейных отношений,
Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. М.А. Новиковой - М., 1999. Учебное пособие раскрывает теоретико-методологические основы технологии социальной работы, инструментарий работы по обеспечению несовершеннолетних социальной защитой. Пособие написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности «Социальная работа», в которой раскрывается лишь одна сторона рассматриваемой проблемы.
Нормативно-правовые акты, федеральные региональные и местные законы - в которых данные излагаются структурировано и хорошо классифицировано.
В соответствии с избранной темой, цель дипломной работы заключается в исследовании проблем семейного неблагополучия, как фактора девиантного поведения.
Постановка цели дипломной работы обуславливает решение следующих задач:
- рассмотреть причины формирования неблагополучной семьи;
- охарактеризовать семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье;
- Обозначить асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей;
- изучить семейную политику государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи;
- проанализировать практику и профилактику учреждении социальной реабилитации семей «группы риска»;
- обобщить и систематизировать опыт работы социальных служб с неблагополучными семьями в КБР.
Объектом исследования дипломной работы является семейное неблагополучие.
Предметом дипломного исследования является девиантное поведение как следствие семейного неблагополучия.
В качестве гипотезы исследования автором выдвигается предложения о том, что важнейшим условием создания эффективной системы социальной поддержки в условиях российской действительности является совершенствование семейной политики, а также системы социальных служб, развитие новых социальных технологий по оказанию помощи населению, в частности неблагополучным семьям и детям, формирование сети специализированных учреждений социального обслуживания населения, увеличение объема и расширение перечня оказываемых ими социальных услуг.
Дипломная работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дается актуальность, степень разработанности данной проблемы, делается постановка цели, задач, определяется объект, предмет и гипотеза исследования.
В первой главе «Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе» анализируется причины формирования неблагополучных семей, семейное насилие, как следствие неблагополучия в семье, а также асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.
Во второй главе «Технология социальной работы в оказании помощи неблагополучным семьям» рассматривается семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи, дается и практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска», в частности, на примере Кабардино-Балкарской республики обозначается работа социальных служб с неблагополучными семьями.
В заключении делаются обобщающие выводы по работе.
Глава 1. Основной характер социальных проблем неблагополучной семьи в современном российском обществе.
1.1. Причины формирования неблагополучной семьи.
Экономические, социальные трудности, политические кон-фликты и общая нестабильность жизни общества приво-дят к усложнению тех проблем, которые стоят перед семьей. Даже в странах, относящихся к благополучным и стабиль-ным, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличе-ние доли населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.
Причины семейного неблагополучия вызываются причинами макросоциального и микросоциального характера.
1.Причины макросоциального характера -- кризисные явления в социально-экономической сфере.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13