Рефераты. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения






Число специалистов, занимающихся защитой прав несовер-шеннолетних, опекой и попечительством (в расчете на 5 тыс. дет-ского населения один специалист) не увеличивается, так как у местных органов самоуправления отсутствует достаточная матери-альная база как для введения дополнительных ставок в органы об-разования, так и охвата всех детей, которые нуждаются в государ-ственной помощи (в 2000 г. не было специалистов в 576 районах).

За последние десять лет значительно расширился круг детей, за-щиту прав и законных интересов которых осуществляют данные органы. Так, категория детей, нуждающихся в государственной за-щите, включает и детей, имеющих законного представителя (на-пример, опекуна), и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситу-ации, беспризорных, безнадзорных, имеющих проблемы в разви-тии и т. д. [24, 56].

В эту категорию входят также дети, проживающие в семьях, но которым в достаточной степени не обеспечен уход или семья не способна достичь необходимого уровня нормальной жизнедеятель-ности без оказания им помощи со стороны органов местного само-управления или государства.

Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, значительно расширяет функции и полномочия спе-циалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и по-печительством детей и подростков. Сложность выявления таких детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тре-бует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры требуют введения межведомственных про-грамм по социально-педагогической защищенности детей и под-ростков, оказанию своевременной и действенной помощи и под-держки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которые нуждаются в помощи со стороны госу-дарства.

Право определения, относится ли ребенок к категории нуждаю-щегося в государственной защите, помощи и поддержке, принадле-жит главе органа опеки и попечительства (главе администрации или главе местного самоуправления), который издает соответст-вующие постановления об этом. Для профессионального грамотно-го подхода к решению данной проблемы главе администрации или главе местного самоуправления необходимо иметь полную картину возможностей оказания помощи и поддержки детей и подростков на муниципальном уровне, видеть возможности каждого комитета и департамента в части ее оказания. Дети не могут быть конкретно «чьими-то», например комитета по образованию, здравоохране-нию, социальной защиты и т. д. Дети, которые нуждаются в госу-дарственной помощи и поддержке, это дети муниципального образования, района, области. Помощь и поддержку необходимо оказы-вать, максимально приближая ее к месту, где непосредственно живет ребенок и его семья, т. е. по месту жительства. Недопусти-мым должно стать положение, когда ребенка отправляют за не-сколько тысяч километров от места жительства, забывая о нем до 18 лет, так как главная задача государства не поместить его в госу-дарственное учреждение, в сохранить ребенка в его кровной семье и помочь ему и его семье [24, 60].

Для проведения научно-обоснованной и практико-ориентированной работы по оказанию помощи и поддержки государства де-тям, нуждающимся в разных ее видах, разработаны критерии и по-казатели отнесения детей к данной категории. Очень важно для специалистов иметь точные понятия, определяющие все категории детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

Критериями считаются признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо. Таким образом, выявляются категории детей, нуждающихся в помо-щи и поддержке государства, виды оказания помощи, а также государственные и иные учреждения для помещения в них детей и подростков. Распоряжения, постановления подтверждают опре-деленную законодательную базу, определяющую конкретную государственную помощь.

Показатели -- это проявление критериев на практике и функционирование программных проектов. К таким показателям относится социальный статус ребенка, категория детей, которые нуждаются в государственной защите, помощи и поддержке, меж-ведомственная система оказания помощи, технологии оказания помощи и законодательная база.

Виды помощи -- это перечень необходимых направлений де-ятельности специалистов и мероприятий, направленных на восста-новление нормальной жизни детей и семей.

Социальная помощь -- совокупность и специальные меры, направленные на поддержание нормальных условий жизнеобеспе-чения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельного существования. Она включает социальную реабилитацию (восста-новление утраченных или ранее невостребованных социально зна-чимых качеств личности), социальную защиту (комплекс экономи-ческих мер и гарантий, которые предоставляются каждому гражда-нину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и со-циального развития ребенка), социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления индивида к социальной среде, принятия ее относительно стабильных условий, как, например, норм, ценностей, форм взаимодействия, отношений между ценностными ориентациями индивида и возможностью их достижения в социальной среде).

Психологическая помощь -- специальный вид деятельности профессиональных психологов, направленной на регуляцию эмоционального состояния ребенка, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных в процессе адаптации и социализации (в семье, обществе и др.). Психолог помогает разрешить проблемы; рекомендует соответствующую псхологическую терапию; вырабатывает рекомендации по изменнию ситуаций. Он проводит диагностическую, психокоррекционую работу с детьми и подростками, их родителями по изменен1 ситуации в образовательном учреждении, семье, координирует деятельность разных узких специалистов, оказывающих помощь и поддержку, является посредником между ребенком и всеми взрос-лыми, оказывающими помощь и поддержку ребенку и защищаю-щими его права [37, 40].

Педагогическая помощь -- это вид деятельности педагога, направленной на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Педагог может научить ребенка тому, чему он не может научиться сам на уроках, при помощи специально организованной педагогической деятельности. Такая помощь направлена на решение проблем в обучении детей (многие из них регулярно пропускают занятия в школе, педагогически запущены, бесконтрольны и безнадзорны).

Социально-педагогическая помощь предполагает деятель-ность социальных педагогов, направленную на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые нуж-даются в защите, а также на изменение взаимоотношений в семье; повышение педагогического потенциала и проявление заботы о детях членами семьи; организацию досуга детей из неблагополуч-ных семей; координацию взаимодействия влияния на ребенка пе-дагогов, родителей, сверстников [37, 47].

Социальный педагог может оказывать патронаж - одна из форм работы социального педагога, т. е. посещение детей и подро-стков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально-экономическими целями. 11атронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные Связи с детьми и семьями, в которых они проживают или прожива-ли, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая неза-медлительную помощь. Патронаж помогает оказывать профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагопри-ятной ситуации, в которой оказалась семья с ребенком.

Экономическая помощь -- это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семьи с ребенком (наз-начение пособий, пенсий, разовых денежных выплат, покупку одежды, обуви и т.д.), оказание гуманитарной помощи, органи-зация горячего питания детей, летнего оздоровительного отдыха и т. д.

Правовая помощь -- это система мер, направленных на защи-ту прав детей и подростков в суде, в широкой социальной среде: от официального уровня до кругов неформального общения. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предостав-ляют каждому ребенку возможности для реализации его прав.

Медицинская помощь -- комплекс мер, направленных на восстановление здоровья детей и подростков: оздоровление, вакцинация и витаминизация. Помимо этого, она включает профилактику социальных болезней (туберкулез, ВИЧ, СПИД, ряд инфекцион-ных болезней, алкоголизм, наркомания и токсикомания), а также предупреждение вредных привычек и асоциального поведения (проституция, половые извращения и т. д.).

Можно выделить также дополнительно следующие моменты работы с неблагополучной семьей:

Превентивная работа, направленная на предотвращение или
профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную
жизнь семьи.

Необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи.

Приход разведенных родителей на выходные дни -- «воскресный папа» или «воскресная мама», а также бабушка и дедушка -1
поможет ребенку научиться строить отношения в реальной ситуации.

Необходимо также выделить в работе с неблагополучными семья-ми два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь.

2.3. Содержание и опыт работы социальных служб по социальной защите и помощи семьям в КБР

В деятельности социальных служб КБР особое внимание обращается на оказание социально - бытовых, социально - правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В этом плане большое значение имело принятие ряда нормативно - правовых актов по определению статуса социальной службы предприятия или учреждения, независимо от формы собственности, предоставляющие социальные услуги, или граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без статуса юридического лица. Реализация активной политики в этом направлении требует внедрения новых механизмов и технологий, форм и методов. Поэтому велись поиски по созданию учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей нового типа, способных оказывать им широкий спектр социально - экономических, психолого-педагогических, медико-социальных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.