Рефераты. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения






Один из ведущих исследователей злоупотреблений по отношению к детям Дэвид Финкельгор высказал предположение, что такая интерпретация позволяет выявить некоторые социальные и психологические факторы, зная которые, можно уменьшить сексуальную эксплуатацию детей.

Во-первых, мужчины могли бы испытывать чувства близости и привязанности в не связанных с сексом отношениях, таких, как дружба между мужчинами и воспита-ние детей. Во-вторых, можно перестать рассматривать гетеросексуальный секс как основной критерий мужской полноценности. В-третьих, мужчинам следовало бы на-учиться получать удовольствие от сексуальных отношений, основанных на равенстве. Мужчины, которые чувствуют себя нормально, общаясь с женщинами одинакового с ними уровня самостоятельности и компетентности, с меньшей вероятностью станут эксплуатировать в сексуальном плане детей. Когда изменятся отношения мужчин с женщинами, тогда изменятся и их отношения с детьми [38, 22].

Таким образом, жестокое обращение в семье может иметь множество последствий, и чтобы предупредить их, нужно вовремя выявить факт семейного насилия, и если стало известно о жестокости в отношении членов семьи, то вовремя начать «работу» семьей, помочь жертве и агрессору. Факт насилия в семье выявляется с трудом в силу разных причин: нежеланием и отчасти неспособностью пострадавших обратиться в правоохранительные органы, нежеланием и неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших, слишком маленький возраст жертвы, страх последствий выявления наказания, боязнь еще большего наказания, презрение окружающих.

Однако изменения во внешнем облике человека, в его поведении или отклонения в состоянии здоровья в ответ на жестокое обращение позволяют заподозрить, что он переживает насилие или им пренебрегают.

Проще заметить следы физического насилия, которые отличаются от последствий случайных травм тем, что они, как правило, множественные, имеют разнообразный характер и находятся на разных стадиях развития. Дети, страдающие от домашних побоев, часто приходят с синяками в класс или детский сад после выходных, праздников или после некоторого перерыва, когда проходит наиболее острая стадия повреждений.

Там, где детей бьют, о них, как правило, и не заботятся. Поэтому они выглядят неопрятными, плохо одетыми, на коже могут быть сыпи, чесотка, а также педикулез.

Дети, длительно находившиеся в условиях жестокого обращения, как правило, ниже ростом, физически слабее и психически менее развиты, чем их сверстники.

В ответ на физическое или психическое насилие у детей могут формироваться следующие личностные и поведенческие особенности:

· боязнь взрослых, постоянное напряженное ожидание удара, оскорбления;

· пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему, у более старших детей наступает депрессия; расстройство сна, нарушение аппетита;

· неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;

· агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;

· чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;

· плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;

· лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам;

· раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;

· формирование вредных привычек.

Следует отметить, что дети, как привило, стараются скрыть факты физического и особенно сексуального насилия.

Опыт показывает, что в случае разоблачения насильника, его вина частично перекладывается на жертву. Страх недоверия, наказания, обвинения в недостойном поведении, брезгливого отношения окружающих - все это не способствует тому, чтобы дети рассказывали взрослым и происходящем с ними.

Но по следующим признакам взрослые могут догадаться о том, что ребенок подвергается сексуальному насилию:

- агрессивное поведение, резкая раздражительность;

- отчужденное поведение типа «мне все равно»;

- сексуально недвусмысленное поведение, сексуальная агрессивность;

- отсутствие доверия к взрослым, особенно к насильнику;

- нежелание возвращаться домой, если насилие происходит дома;

- отсутствие или небольшое число друзей, редкое участие в общих играх;

- жалобы на боли в животе, без видимой причины;

- нарушение сна, ночные кошмары, недержание мочи;

- возврат к поведению, характерному для детей более раннего возраста;

- побеги из дома;

- попытки суицида, нанесение самоповреждений и т.д. [45, 59]

Помочь ребенку, попавшему в такую ситуацию, можно лишь поняв его беспокойство и проблемы, установив доверительные отношения с ним. Если же речь идет о взрослых жертвах насилия, то здесь большая ответственность за разрешение ситуации возлагается на самого пострадавшего, т.к. только он сам может принять решение об обращении в милицию, в специализированный центр или убежище, в социальные службы, действующие в данной местности.

1.3. Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.

Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна -- это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не созда-ют условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополу-чие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, не-умении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают нака-зания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большин-ство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На Основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запе-чатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще и дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став и взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения И поколение происходит социальное наследование стиля отно-шений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

По данным исследований, в том числе и наших, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенес-ли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией. Под кинологией поведения понимается непринятый в данной культуре щи поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей.

Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирова-ние всего организма. Они вызываются многими причинами -- ут-ратой любимого, близкого человека, разводом и повторным бра-ком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствия-ми, драками, скандалами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофа-ми и т.д.

Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу пережива-ний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след и психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситу-ация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, Но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приведет ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, ибо зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситу-ация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физи-ческая агрессия, так как это способствует появлению чувства не защищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напря-женная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нор-мальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства люб-ви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.

Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, -- дети чутко улавлива-ют даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родите-лей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издева-тельства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теп-лого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изме-нить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).

Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь и неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического статута РАО (1990), по своему психическому развитию дети, вос-питывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесни-ков, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства -- от младенчества до взрослости -- психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.