-- проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);
-- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);
-- коммуникативные (владение культурой межличностного общения)[3, 41-42].
Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста
Существует множество путей формирования социально-пе-дагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью способствовать повы-шению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.
В основе второго пути лежит углубление и расширение лич-ного педагогического опыта специалиста применительно к ре-ализации его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста в ме-дицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно пе-дагогическую подготовку специалиста и определяют его ком-петенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практичес-кого применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей специа-листу наиболее полно реализовать свои педагогические воз-можности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредствен-ного и опосредованного воздействия на человека, культуры об-щения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей педагогической под-готовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для наиболее ак-тивного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.
Четвертый -- проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.
Пятый -- изучение и использование опыта ведущих специ-алистов социальной работы, активно реализующих на практи-ке свою педагогическую подготовку.
Шестой -- обеспечение целеустремленности и настойчивос-ти самого социального работника в педагогическом и профес-сиональном самосовершенствовании.
Ведущая роль в овладении социально-педагогической куль-турой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения позна-вательной потребности личности специалиста, связанной с про-явлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на се-бя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. [5] Культура самообразования формируется у будущего специа-листа в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее раз-витие у молодого специалиста после выпуска в период его адап-тации в последующей его профессиональной деятельности.
Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социаль-ной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересован-ной роли самого специалиста они могут действительно способ-ствовать решению проблемы повышения его социально-педа-гогической культуры[1,243-244].
Приложение 1
Анкета
Определение готовности студентов к социально-педагогической деятельности
Уважаемые сотоварищи!
Ваша готовность к социально-педагогичес-кой деятельности может рассматриваться в трех уровнях : личностная, теоретическая и технологическая. Эти уровни вам и предлагается измерить по 10-балльной шкале. Возле каждого качества напишите цифру от 0 до 10.
9--10 -- наличие качества, умения, знания в большой степени;
6--8 --обладание необходимыми качествами, но не в достаточной степени.
4--5 -- качества проявляются слабо
0--3 -- отсутствие качества, умения, знания, вы не считаете необходи-мым их развивать.
I. Параметр «Личностная готовность» -- Л («хочу» и «имею для этого способности»):
Л1 Гуманистическая направленность
Л2 Уровень общей культуры, эрудиция
Л3. Потребность работать с деть-ми, позитивная мотивация к профессии
Л4. Социальная зрелость, активность, ответственность
Л5. Креативность
Л6. Коммуникатив-ные способности и качества
Л7. Перцептивные способности
Л8. Рефлексивно-аналитические качества
Л9. Организаторские способ-ности и качества
Л10. Состояние психического и физического здо-ровья
Л11. Эстетический вкус
II. Параметр «Теоретическая готовность» -- Т («знаю»):
Т1 Зна-ние основ философии, культурологии, социологии воспитания, методологий исследования
Т2. Владение системой знаний о чело-веке как совокупности биологического,
социального, духовно-нрав-ственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека
Т3. Знание общей теории воспитания, современных кон-цепций воспитания
Т4. Знание основ социальной педагогики, кон-цепции социального воспитания
Т5. Владение системой знаний по психологии развития личности
Т6. Знание педагогической и соци-альной психологии
Т7. Знание основ МПЦУ (мотивационного про-граммно-целевого управления)
Т8. Знание методики организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических тех-нологий
Т9. Знание особенностей современных семей, методики работы с ними
Т10. Знание особенностей работы с детьми с девиантным поведением
Т11 Знание основ социальной политики госу-дарства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несо-вершеннолетних, инвалидов
Т12. Знание закона «Об образовании» и других директивных, инструктивных материалов
III. Параметр «Операционно-деятельностная {технологическая) готовность» -- Д {«умею»):
Д1. Владение технологиями реализации диагностической функции
Д2. Владение технологиями реализации прогностической функции
Д3. Владение технологиями реализации организаторской функции
Д4. Владение технологиями реализации коммуникативной функции
Д5. Владение технологиями реализа-ции коррекционной функции
Д6. Владение технологиями реали-зации охранно-защитной функции
Д7. Умение реализовать коор-динационную функцию
Д8. Владение технологиями реализации психотерапевтической функции
Д9. Умение реализовать социально-профилактическую функцию
Д10. Умение организовать взаимо-действие с родителями школьников
Д11. Владение технологиями личностно ориентированного взаимодействия
Д12. Умение прово-дить исследовательскую работу
Д13. Владение технологиями МПЦУ (построение «дерева» целей, адекватных исполняющей и управля-ющей программам)
Д14. Владение механизмами перевода социаль-ной ситуации развития ребенка в педагогическую
Д15. Умение влиять на мотивационно-потребностную сферу личности ребенка с це-лью формирования потребности в образе жизни, достойном че-ловека.
Большое спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Таблица № 1.2
Результаты измерения параметров личностной, операционно-деятельностной и общей готовности студентов к профессиональной деятельности
Испытуемые
Параметр "Личностная готовность"
Параметр "Теоретическая готовность"
Параметр "Операционно-деятельностная готовность
Общая готовность
1
7,5
7,2
7,8
2
8,1
6,3
7,0
3
9,7
8
8,6
4
6,8
4,6
5,9
5,6
5
7,6
7,3
6
5,2
7
7,9
6,6
6,5
8,5
9
8,4
7,4
6,9
10
6,7
11
12
13
8,2
6,4
14
15
16
7,1
17
18
8,3
19
20
21
5,7
6,0
22
23
4,5
5,3
24
7,7
6,2
25
26
5,8
27
28
29
30
9,2
Всего
Список литературы:
1. Бгажнокова Социальная педагогика: Пособие\ Под. ред. В. А. Никитина--М, 2000.
2. Волкова Т.И Профессиональная подготовка социального педагога\ Среднее проф. образование.-- 2002.-- №3.--с. 53-54.
3. Зязюлькин П.В. Управление профессиональным развитием социального педагога\ Управление качеством образованя в интересах устойчивого развития общества, Мн., 2002.
4. Калачева И.И. Профессиональное становление школьных социальных педагогов: этнопсихологические аспекты--Мн., 2000.
5. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие\ Под. ред. Ю. М. Забродина--М., 1994.
6. Коломинский Я.Л., Кривошеев В.А.О задачах этнопсихологических исследований\ Психология.--1996.--№ 4.--с. 43-44.
7. Клемантович И. Новая профессия--социальный педагог\ Школа.--1998.--№3.--с. 14.
8. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж: НПО «Модак», 1996.
9. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста.--М., 1990.
10. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя.--М., 1992.
11. Ляуко А.I. Тэарэтыка-метадалагiчныя асновы станаулення сацыяльнай педагогiкi як навукi\ Адукацыя i выхаванне.--1996.--№1.--с. 31-35.
12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики.--М., 1996.
13. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика .-- 2000. --N 6.--с. 65-70.
14. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1992.
15. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.--Пенза, 1994.-- 180 с.
16. Никончук А.С. Профессиональная культура социального педагога\ Бел. Фонд соц. поддержки детей и подростков «Мы--детям», Академия последипломного образования.--Мн., 2001.
17. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие\ под. Ред. И.А. Зязюн.--М., 1989.
18. Психология профессиональной подготовки: Никифоров Г.С., Зиничев А.Н. Спб, 1993.
19. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия\\ Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т.--Москва--Тула, 1993.
20. Учителю о педагогической технике\ Под. ред. Рувинского.--М., 1987.
21. Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преродавания: Метод. Пособие.--М., 1998.
21. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1
23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений\ Под. ред. В.А. Сластенина.--М., 2001.
Используемая литература
4. Блинов Л.В. Роль ценностных ориентаций в профессиональном становлении личности // Образование, наука, окружающая среда: в аспекте Дальнего Востока России. (Материалы научно-практической конференции 19-20 октября 1999 года в г.Биробиджане) / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2000. - 200 с., с. 58-61.
5. Блинов Л.В. Синергетический аспект профессионального самоопределения личности // Содержательный и процессуальный аспекты образования. Межвуз. сб. науч. тр. Ч.1. / Науч. ред. В.Н. Никитенко. - Биробиджан: Изд-во БГПИ. - 2001. - 198 с. - с. 82-86.
9. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика . - 2000. - N 6. - с. 65-70.
10. Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1.
Шевелева С.С. К становлению синергетической модели образования // Общественные науки и современность. - 1997 - N 1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7