Рефераты. Профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования






Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социаль-ным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором..

Есть необходимость особо подчеркнуть, что полноценная про-фессиональная деятельность социального педагога возможна не иначе как при условии самостоятельного и творческого отношения к осуществлению своих должностных обязанностей. Отсутствие соответствующих условий, несвобода в принятии решений, пону-кание, игнорирование и другие некорректные вмешательства в дея-тельность социального педагога, социального работника, способны вызвать отрицательную профессиональную динамику, депрофес-сионализацию специалиста.

Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван само-стоятельно и творчески подходить к определению и решению про-фессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.

Отсутствие условий для нормального осуществления социаль-но-педагогической деятельности вызывает профессиональную де-формацию личности, состояние психической усталости, эмоцио-нальной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.

Завершая и обобщая рассуждения о профессиональном и куль-турном восхождении социального педагога, подчеркнем, что про-фессиональная культура формируется как параллель его акмеограммы (движение и достижение наивысшей точки психофизиче-ского развития профессиональной деятельности). Как показывает практика, здесь особую значимость имеют внутренние факторы: мотивы, уровень притязаний, самооценка, физическое здоровье, психо-эмоциональный настрой и т. д.

Все это в значительной степени может регулироваться и фор-мироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профес-сионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществ-лении социально-педагогической деятельности может быть про-фессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном на-правлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.

Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть самораз-вивающую способность профессиональной культуры, которая мо-жет и должна иметь место в практической деятельности, самообра-зовании социального педагога, социального работника[13, 133].

3.3. Развитие профессионального самосознания - условие

повышения качества подготовки специалистов социальной работы.

Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности.

Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).

Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности.

Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.

Показатели развития профессионального качества - профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Профессиональное становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов).

В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.

Как показывает исследование, проведенное на курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма социального педагога необходимо решение следующих задач:

- развитие личностного интереса к выбранной профессии;

- формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;

- формирование профессионально-личностной «Я-концепции».

Задачи профессионального становления могут быть практически решены посредствам некоторых способов, таких как реализация социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.

Совершенствование профессионализма также тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что особенность системы повышения подготовки социального педагога к профессиональной деятельности- наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов личностного роста, которые помогают социальному педагогу преодолевать трудности профессионального роста и значительно увеличить уровень профессионального самосознания.

3.4. Системно-синергетическая концепция педагогики как один из подходов к процессу формирования профессиональной культуры социального педагога

Одним из теоретических подходов к процессу форми-рования профессиональной культуры социального педагога в его деятельности может быть системно-синергетическая концепция педагогики (Н.М.Таланчук). Появление концеп-ции связано с открытием фундаментальных законов раз-вития системного синергетизма. Согласно этим законам источником и движущей силой развития личности явля-ется системный синергетизм, понимаемый как сопряжение, соединение, слияние, интеграция и гармония различных начал.

Синергетика (в переводе с греч.) -- совместный, согла-сованно действующий. Система (в переводе с греч.) -- це-лое, составление из частей, соединение; множество элемен-тов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство (Сов. эн-цикл. слов. -- М.: Сов. энц. изд. -- 1989. -- С 1123, 1126). Поэтому личность может рассматриваться не как любое множество социальных проявлений, а как опреде-ленная система, целостность. Личность -- это социально-синергетическая система. Личность определенной культу-ры -- этносинергетическая система.

«Национальность--это особая реальность, которая во многом определяет интимно-личностную суть человеческого бытия.. Человеку совершенно необходимо сочетать в своем духовно-нравственном бытии принадлежность к основополагающий общности людей, и в то же время ощущать себя неотделимой частью своего народа, носителем его национальных особенностей»,--пишет доктор психологических наук, профессор Я.Л. Коломинский[6, 43-44] В этих и других высказываниях мы можем найти сотни подтверждений, характеризующих диаду"человек--этнокультура".

Опирается ли социальный педагог в своей деятельнос-ти на национальную культуру, осваивая знания и особен-ности национально-психологического характера белорусов, изучая процессы и закономерности формирования этничес-кого самосознания, внедряя в практику народную педаго-гику? Какое место в профессиональной культуре социаль-ных педагогов занимает компонент этнопсихопедагогических знаний? Не претендуя на глобальное рассмотрение всех этих вопросов, выделим категорию «менталитета» бе-лорусов как наиболее значимую категорию этнопсихопедагогики и определим некоторые особенности восприятия этого феномена сегодня. Менталитет (от франц.) -- склад души, характер и стиль мышления народа, его жизнеспособность. Менталитет -- интегративная характе-ристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми ок-ружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [11, 9]. Менталитет - одно из важнейших поня-тий, раскрывающих духовность определенной общности людей, которая исторически сформировалась в данных ус-ловиях жизнедеятельности.

Через менталитет раскрываются особенности мышления людей, обусловленных особенностями той или иной культуры.

Каков же менталитет бе-лоруса, в чем особенности его национального характера, культурной среды, в которой сложился его образ и стиль жизни? Следует сказать, что типичным для белорусов всегда было желание владеть своей землей. Может, поэто-му в белорусском фольклоре сохранилось много легенд, сказок, преданий, которые славят землю-матушку и чело-века-труженика. Может, поэтому сегодня гипертрофирова-но отношение крестьянина к земле. Особенно это хорошо видно на примере чернобыльского региона.

С.Алексиевич вспоминает: «Вот приезжаю я в Черно-быльскую зону, тракторист пашет в открытой кабине. Спрашиваю: сколько детей? Он отвечает: пять. "А почему кабина не герметизирована? Почему о жизни своей не ду-маете?" "А, трэба жыць, такая наша доля!"». Ка-кой смысл этого страдания? Во имя чего оно? Ответ прост, но и сложен одновременно. Прост -- потому что хлеб, взращенный в труде, -- примета достатка в доме, благополучия и мира в семье, уверенности в завтрашнем дне. Пришло новое время, изменились взаимоотношения человека и природы, изменилась и культурная среда, в которой человек должен жить. Но неизменным остается чувство, выпестованное предыдущими поколениями белорусов,--чувство любви к земле.

Положение жертвы, страдальца являются характерной чертой белоруса. Это положение подкрепляется историческими сведениями о культе христианских мучеников. В приведенном примере белорусская неагрессивность приобретает гиперболизированные формы. Поэтому ти-пичным вопросом для белорусов, особенно в экстремаль-ных случаях, будет не "Кто виноват", а "Что я сделал не так?" Социальному педагогу необходимо учитывать такие качества личности белорусов, как терпение, тер-пеливость, способность претерпевать трудности, бороться, чтобы выжить.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.