-- эмоциональная устойчивость -- самообладание, способ-ность к саморегуляции позволяет социальному работнику вла-деть собой в различных ситуациях профессиональной деятель-ности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять сво-им состоянием в различных условиях профессиональной дея-тельности и этим помогает принимать взвешенные, осмыслен-ные решения, добиваться достижения цели;
-- эмпатия--- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимо-действия, общения. Социальный работник работает с челове-ком, живым существом. В этих условиях способность к сопе-реживанию позволяет ему с большей душевной теплотой от-носиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходи-мые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодей-ствия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.
Практика работы специалистов социальной сферы показы-вает необходимость учета особенностей эмоциональной устой-чивости и эмпатии социального работника. С этой целью реко-мендуется:
-- проводить профессиональный отбор специалистов, реко-мендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут ра-ботать люди, чуждые эмпатии, -- и в то же время в зависимос-ти от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответ-ствующие сострадания. Для этой категории специалистов, осо-бенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;
-- сопереживания специалиста в работе с клиентом долж-ны носить внешне-эмоциональное проявление, не переноси-мые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души пережи-вать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессиональ-ного актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реаль-ной деятельности по оказанию помощи в решении его соци-альных проблем;
-- активно учиться управлять своими чувствами и при воз-растании переживания уметь переключаться, снимать возрас-тающее эмоциональное напряжение;
-- добиваться внедрения правила жизни: состояние в рабо-те с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.
Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят прояв-ление в его личном социально-педагогическом опыте -- во вну-тренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.
2. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.
Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности -- это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает:
а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек;
б) нравственный идеал специалиста в профессиональной де-ятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессио-нальной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Измене-ние стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;
в) отношение специалиста к самому себе, клиенту, своей ра-боте с ним;
г) своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности соци-ального работника через:
-- реализацию педагогических технологий, методов и мето-дик, средств и приемов педагогической деятельности. Педаго-гическая подготовка способствует наиболее полному проявле-нию педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает су-щественное влияние на ее результативность;
-- проявление в социальной работе педагогической техники специалиста (самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал
д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы
е) достигаемые результаты в работе специалиста [1, 240].
3. Этический и профессиональный кодекс социального педагога.
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств.
Деятельность социального педагога --это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога--эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.
Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения.
В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые с полным правом могут быть названы профессионально-этческим кодексом социального педагога. Он содержит следующие основные
положения:
· Приоритет личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание.
· Стремление к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума.
· Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию
способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие
жизненные проблемы.
· Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить
личные чувства от профессиональных отношений. Конфиденциальность
во взаимоотношениях.
· Социальный педагог обязан поддерживать высокие мораль-но-нравственные стандарты своего положения, исключая нечест-ные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблу-ждение; он должен четко различать заявления и действия, сделан-ные им как частным лицом и как представителем этой профессии.
Эти этические нормы--ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей[7, 14].
Глава II. Профессиональное становление социального педагога
1. Развитие профессиональной культуры социального педагога
в процессе практической работы и самообразования
Профессиональная культура -- сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе это имеет особую значимость, поскольку на первый план здесь выходят психо-эмоциональные ингредиенты, а человеческое общение выступает как основа профессиональной деятельности. Для социального педагога такая подпитка видится прежде всего в постоянном самосовершенствовании как специалиста, в переос-мыслении имеющихся знаний, расширению и углублении социаль-но-педагогического опыта, наращивании арсенала актуальных ме-тодов и методик.
Деятельность социального педагога на-правлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, кото-рые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо.
Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свобо-ду подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие устремления, саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в ре-зультате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то сложных, экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя - интеллектуальным развитием, психологи--эмоционально-психическими процессами, адвокаты--защитой прав и т.п.), то работа социального педагога, социального работника направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и душевное состояние. Более того, ему не только приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навы-ков, опыта, авторитета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7