МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
301 ГРУППА
ВИНИЦКАЯ Александра Вячеславовна
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
Курсовая работа
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Кандидат педагогических наук, Доцент кафедры
социальной педагогики
Прокопьева З.И.
Минск 2006
Содержание:
Введение
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятель-ности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень зва-ний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области.
Внутренняя культура социального педагога-- это тот стержень, та основа, которая во многом определя-ет его поведение в различных жизненных ситуациях, профес-сиональной деятельности» Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, по-требностях и мотивах, определяющих сферу и условия их по-вседневного проявления. Изложенное позволяет выделить ос-новные компоненты внутренней культуры специалиста соци-альной сферы:
а) личность специалиста (внутреннее своеобразие) с его ин-дивидуально-психологическими и социально-педагогически-ми достоинствами и недостатками -- индивидуально-личност-ный уровень;
б) объем и степень усвоения специалистом накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (ми-ровоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он опре-деляет рациональный уровень (компонент) и показывает, ка-кие психолого-педагогические знания и как усвоены специа-листом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;
в) сформированное чувственное отношение у специалиста к объекту, социальной работе, ее результатам, и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутрен-ней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компо-нентом. Данный компонент формируется и укрепляется в про-цессе овладения опытом социально-педагогической деятельно-сти. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или прене-брежения и пр.) к объекту социальной работы, самой деятель-ности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в по-знании и овладении новым опытом социальной работы- Чувст-венный уровень часто определяет внутреннее отношение спе-циалиста к педагогической деятельности, потребность в педа-гогическом самосовершенствовании. Он во многом характери-зует его внутреннюю нравственную культуру.
Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры специалиста реализуются самой личностью, через ее волевой компонент. Он характеризуется сформированными нравственно-волевыми качествами специалиста определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.
Внешняя составляющая педагогической культуры специалиста -- это то, что находит повседневное проявление в его от ношении к объекту, социальной работе, социально-педагоги-ческой деятельности, их результатам. Она включает:
а) внешние достоинства и недостатки специалиста как чело-века (внешний вид, привычки, манеры и прочее) -- личност-ный уровень проявления педагогической культуры. Он харак-теризует педагогическую сторону личности как специалиста;
б) собственно проявляемые педагогические аспекты дея-тельности специалиста в процессе социальной работы (поведе-ние, действия, поступки, оказывающие педагогическое воз-действие на объект) специалиста -- поведенческий уровень пе-дагогической культуры. Данный уровень характеризует по-вседневное педагогическое проявление специалиста в общении с людьми, клиентами;
в) проявление уровня владения педагогическими техноло-гиями, методами и методиками, средствами и приемами -- практико-педагогический уровень специалиста как педагога. Он показывает степень владения специалистом реальным пе-дагогическим опытом, искусством педагогической деятельнос-ти, его педагогические возможности в работе с клиентом, а также результативность его профессиональной деятельности;
г) отношение специалиста к объекту социальной работы -- уровень внешнего отношения. Специалист может уметь эф-фективно выполнять ту или иную социальную работу, эффек-тивно реализовывать ее педагогические аспекты, но отноше-ние к ней и ее результативность часто зависят от его личност-ной позиции. Внешнее отношение показывает внимание спе-циалиста к человеку - объекту его социальной работы, - осо-бенности взаимодействия с другими людьми, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры специалиста. Как показывает практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня--внутренней педагогической культуры.
В условиях роста экономической обусловленности взаимо-отношений людей в профессиональной сфере проблема отно-шения к объекту, самой социальной работе и ее результатив-ности становится особенно актуальной. Социальная работа является сферой преимущественно не коммерческой, а госу-дарственной и волонтерской деятельности. Данный факт сви-детельствует о том, что в новых условиях нравственная пози-ция личности социального работника приобретает особое зна-чение как показатель его профессиональной и педагогической культуры.
По своей сути внутренняя педагогическая культура специа-листа - - это накопленный им социально-педагогический опыт как составная часть социальной работы и эмоционально-чувст-венное отношение к ней; внешняя культура -- индивидуаль-ный стиль профессиональной деятельности этого же специали-ста, включающий социально-педагогический компонент и отношение к ней[1,232]
Актуальность исследования:
В связи с увеличением заказа в сфере социально педагогики актуальной является проблема качества профессиональной подготовки социальных педагогов. Работа посвящена профессиональной деятельности социального педагога, изучению структуре и путей формирования его профессиональной культуры, поскольку именно составляющие профессиональной культуры во многом определяют успешность социально-педагогической консультативной деятельности.
Тема: профессиональная культура социального педагога и пути ее формирования
Цель: определить пути формирования профессиональной культуры социального педагога.
Объект: профессиональная деятельность социального педагога.
Предмет: процесс совершенствования профессиональной культуры социального педагога.
Задачи исследования:
1. Выявить условия и закономерности формирования профессиональной культуры социального педагога.
2. Определить способы и средства, способствующие и препятствующие повышению профессиональной культуры социального педагога.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7