Первый шаг в решении задачи выбора средств - это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым метолам относятся групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
содержанием тренинга;
особенностями группы;
особенностями ситуации;
возможностями тренера[15, с 132-133].
На сегодняшний момент при составлении программы социально - психологического тренинга с подростками выстраивается следующая схема оценки результативности и эффективности работы:
Критерии
Показатели
Диагностические методы
Данная схема является простой и удобной в использовании. И позволяет качественно оценить эффективность тренинговой работы.
Глава 3. Изучение эффективности социально- психологического тренинга на примере работы с неблагополучными подростками
3.1. Описание методов исследования
Тест Томаса
В нашей стране данный тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.
В своем подходе к изучению конфликтным явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтным ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтным ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими изменениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:
1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс;
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Тест эмпатийного потенциала И.М. Юсупова.
Данная методика исследует эмпатию -- эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся в сопереживании (идентификация с другим) и в сочувствии (участливое отношение к другому). Позволяет определить как общий уровень эмпатии, так и ее уровни в различных областях человеческой жизни. Объектами эмпатии выступают социальные ситуации и присутствующие в них персонажи, которым испытуемый мог сопереживать в повседневной жизни, накапливая эмоционально-когнитивный опыт в процессе социализации. Из всего возможного спектра эмпатийных реакций диагностируется только 6 векторов сопереживания: а) с родителями; б) с животными; в) с престарелыми людьми; г) с детьми; д) с героями художественных произведений; е) в межличностных отношениях.
Область применения. Тест направлен на выявление интенсивностной характеристики эмпатийного потенциала. Он может использоваться как диагностический инструмент для экспресс-анализа при подборе кадров на коммуникативные профессии, а при подготовке студентов психологических и юридических факультетов университетов, медицинских, театральных и педагогических учебных заведений. Возрастной диапазон применимости -- не моложе 15 лет.
Процедура проведения. Диагностика проводится в форме вербального теста с помощью бланковой методики. Стимульным материалом являются 36 суждений, каждый из которых имеет 6 вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да», с которыми субъект может дифференцированно соглашаться или не соглашаться, высказывая, таким образом, свое отношение к предложенным вербализированным социальным ситуациям.
Результат. Определение показателей по 6 диагностическим шкалам эмпатии, выражающим отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям, а также общий уровень эмпатии.
Тест имеет шкалы неискренности, достоверности и психологической защиты.
Определение коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)
Коммуникативные и организаторские склонности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, в стремлении проявлять инициативу, смекалку, находчивость. Немаловажное значение имеет и умение оказывать психологическое воздействие на людей, пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельности.
Инструкция для испытуемых
Методика по определению коммуникативных и организатор-ских склонностей содержит 40 вопросов. На каждый из вопро-сов следует ответить «Да» или «Нет». Если Вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствую-щей альтернативе (+) или (-). Время на выполнение методики -10-15 минут.
Обработка результатов тестирования
Определяются уровни коммуникативных и организаторских склонностей в зависимости от набранных баллов по этим пара-метрам. Максимальное количество баллов отдельно по каждому параметру - 20. Подсчитываются баллы отдельно по коммуника-тивным и отдельно по организаторским склонностям с помощью Ключа для обработки данных «КОС-2».
Ключ для обработки данных по методике «КОС-2»
Коммуникативные склонности
Ответы
(+) Да 1,5,9,13,17,21,25,29,33,37 (-) Нет 3,7, 11, 15, 19,23,27,31,35,39
Организаторские склонности
(+) Да 2,6,10,14,18,22,26,30,34,38 (-) Нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
За каждый ответ «Да» и ответ «Нет» для высказываний, со-впадающих с отмеченными в Ключе отдельно по соответствую-щим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей. Примерное распределение баллов по этим уровням показано ниже.
Уровни коммуникативных и организаторских склонностей
Сумма баллов
1-4
5-8
9-12
13-16
17-20
Уровень
очень низкий
низкий
средний
высокий
высший
Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторс-ких склонностей.
Набравшие 5~8 баллов имеют коммуникативные и организа-торские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В но-вой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испыты-вают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют ини-циативу, избегают принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, набравших 9~12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склон-ностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их склонностей не отличается высо-кой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная рабо-та по формированию и развитию этих качеств личности.
Оценка в 13~16 баллов свидетельствует о высоком уровне про-явления коммуникативных и организаторских склонностей ис-пытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близ-ким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны при-нимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.
Высший уровень коммуникативных и организаторских склон-ностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформи-рованной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать игры, различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19