Рефераты. Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях






Как правило, неблагополучная семья характеризуется глубокой педагогической несостоятельностью и уклонением родителей от сво-их обязанностей.

Весь диапазон рисков в целом можно свести к тому, что в неблаго-получных семьях складывается отрицательное восприятие ребенка другими членами семьи.

Как показывает практика, такие семьи зачастую перекладывают на школу свои непосредственные семейные функции и задачи, что ве-дет к усилению социально-педагогического иждивенчества семьи, ее отчуждению от прямых функций по социализации детей, их интегра-ции в общество как полноправных и полноценных его граждан. Са-моустранение родителей от своих обязанностей возникает в связи с отсутствием необходимого уровня общей и педагогической культу-ры, что требует дополнительных усилий от специалистов школы по социально-педагогическому и специально-психологическому со-провождению неблагополучной семьи. Основной особенностью всех неблагополучных семей является отсутствие надзора за несовершен-нолетними. В таких семьях калечатся судьбы детей, которые не нуж-ны своей семье, и поэтому они находят себя вне дома, в компаниях сверстников, в неформальных асоциальных объединениях молодежи.

Необходимо выделить общие для всех неблагополучных семей особенности. К ним, прежде всего, относятся:

категорический отказ родителей от сотрудничества со школой по вопросам воспитания и образования ребенка;

уклонение от исполнения родительских обязанностей, переклады-вание своих родительских обязанностей на школу;

конфликтность всех членов семьи, агрессивное отношение к окру-жающим;

отсутствие надзора за несовершеннолетними;

злоупотребление родительскими правами- жестокое обращение с детьми, пренебрежение их нуждами.

Подводя итоги в данной части работы выделим следующее.

Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «неблагополучная семья». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:

Медицинский- это семьи, где наблюдаются медико- биологические отклонения у членов семьи. ярко выраженные заболевания, препятствующие полноценному функционированию семьи;

Социально-административный- семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития;

Психолого- педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.

Понятие семьи группы риска включает в себя следующие категории семей:

-внешне благополучные, но подвергшиеся влиянию одного из «рисковых факторов» (потеря одного из родителей, резкое изменение уровня благосостояния…). В данную группу можно отнести беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавших от несчастных случаев (пожар, кража);

-семьи с неопределенным социогенезом. В данном случае специалисты имеют дело с семьями, о которых ничего не известно- история развития, взаимоотношения между членами семьи, семейные традиции. В эту категорию можно отнести семьи вновь приехавших в район будущих родителей (определение через женскую консультацию), с детьми дошкольного возраста (дошкольные учреждения), с детьми школьного возраста (образовательные учреждения);

- семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска». В данном случае объектом профилактики являются дети и подростки, воспитывающиеся в семье. Профилактическое воздействие направлено на них в качестве потенциальных родителей, супругов. Необходимо отметить, что работа с детьми осуществляется в основном вне семейного окружения (в школе, специализированных учреждениях для несовершеннолетних). Параллельно ведется коррекционная работа с родителями и иными членами семьи.

В качестве отдельной категории необходимо рассматривать

-семьи благополучные, в которых воспитываются дети школьного возраста. Определение их в отдельную категорию обусловлено резкостью динамики социального окружения детей (новые сверстники, новые идеалы и ценности), появлению новых факторов риска (реклама алкоголя, курения). Все это способствует изменению личностного развития детей и подростков, смене поведения, причем в большинстве случаев родители могут лишь незначительно повлиять на данный негативный процесс.

-семьи, состоящие на учете в качестве «семей группы риска», когда в качестве объекта социальной, психологической, педагогической работы необходимо рассматривать родителей, ближайших родственников.

1.2. Особенности подростков, воспитывающихся в

неблагополучных семьях.

Изучая особенности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях необходимо остановится подробнее на каждом типе семейного неблагополучия.

Рассматривая типы благополучной семьи в зоне риска, где при появлении социально-экономических проблем, морально-психологических испытаний и душевных травм возникают психологические конфликты между родителями, ухудшающие поло-жение детей в семье, М.И. Буянов, З.И. Гарбузов, Титова С.В. и ряд других авторов выделяют следующие особенности подростков, воспитывающихся в данных семьях:

Неполная семья. Семья, в которой ребенка воспитывает одинокий родитель. Это чаще одинокая мать, для которой ребенок может яв-ляться помехой в устройстве личной жизни. Реже -- одинокий отец. Подобное социально-демографическое неблагополучие возникает по причине распада семьи вследствие развода или смерти одного из родителей. В таких семьях дети часто испытывают психологическое, моральное, экономическое неблагополучие. Их тяготит понимание от-личительной особенности своей семьи от других знакомых семей. Дети испытывают ощущение определенной неполноценности, боль и страдание за мать (или отца), их детские мечты и страхи отличны от мироощущения других детей. Часто дети отправляются на поиски второго родителя.

Многодетная семья. Семьи, имеющие на иждивении трех и более несовершеннолетних детей. К сожалению, приходится признать тот факт, что большинство многодетных семей испытывают серьезные финансовые затруднения, имеют плохие материально-жилищные и социально-экономические условия для жизни и воспитания несо-вершеннолетних детей. В некоторых многодетных семьях растут педа-гогически запущенные дети с асоциальным или аддиктивным поведе-нием, поскольку родители вынуждены заниматься постоянным поиском средств к существованию, а жизнь и воспитание детей ото-двигаются на второй план. В результате родители перестают зани-маться воспитанием своих детей, семья становится неблагополучной.

Но, тем не менее, далеко не всегда дети в многодетных семьях чувст-вуют себя несчастными и морально страдают. Чаще всего именно в та-ких семьях значительно возрастает уровень ответственности старших детей за младших братьев и сестер, т. е. одних членов семьи за других. Взаимопонимание и любовь к близким являются приобретенными жизненными качествами людей, воспитанных в многодетных семьях. А когда такие семьи берут на воспитание или опекают детей из детско-го дома, мы говорим о появлении позитивного воспитательного фона, благотворно влияющего на развитие детей в семье.

Малообеспеченные семьи. Семьи с низким уровнем дохода. Часто это семьи, в которых один или оба родителя безработные или заняты низкоквалифицированным трудом. В случае низкой социальной от-ветственности перед близкими родители часто теряют источник за-работка и транслируют аддиктивные формы поведения.

Дети в таких семьях испытывают социально-психологическое не-благополучие но причине низкого образовательного уровня родителей, их ухода в алкоголизацию, аморальный образ жизни.

Семьи участников военных действий. Люди, пережившие мораль-но-психологические потрясения от военных действий, участниками которых они были, нуждаются в профессиональной психологической, а иногда и психиатрической помощи, поддержке, системном лечении. Воспитываясь в такой семье, ребенок попадает в ситуацию полной за-висимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что затем сказывается на его психическом здоровье. Трудности в этом случае испытывают все члены семьи, но в специальной защите, кон-сультировании и педагогическом участии нуждаются несовершен-нолетние дети.

Семьи с детьми-сиротами, оставшимися без попечения роди-телей. Семьи, в которые взяли под опеку несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет, оставшихся без попечения родителей, также нуж-даются в психолого-педагогической помощи и поддержке. В таких семьях часто возникает эмоционально и психологически напряжен-ная атмосфера для ребенка, он страдает от того, что попал в зависи-мость от незнакомых ранее людей. Ребенок несчастен, поскольку ис-пытывает горечь от утраты близких, его сознание заполняют добрые воспоминания о раннем детстве в родной семье. Он похож на ранено-го зверька, который вынужден быстро повзрослеть, чтобы спастись и выжить. Такие дети нуждаются в дополнительном профессиональ-ном психологическом и социальном сопровождении: консультирова-нии и практической поддержке

Семьи с родителями-инвалидами. Основанием для беспокойства педагогов явля-ется наличие у родителей-инвалидов деформированной картины мира, искаженной интерпретации человеческих ценностей, которые могут негативно повлиять на детское сознание и последующее разви-тие ребенка. Родители-инвалиды имеют физические, психические, интеллектуальные или иные недостатков, препятствующие их полно-ценному социальному функционированию, исполнению прямых родительских обязанностей. Дети в таких семьях вынуждены очень рано брать ответственность за своих родителей на свои хрупкие плечи, даже если моральная ноша им не под силу. Школа обязана оказывать всестороннюю помощь детям из таких семей.

Семьи беженцев. Это семьи, которые вынуждены покинуть род-ную землю, дом, разорвать связь с близкими, друзьями, традициями своего края. На новом месте они испытывают сложности при устрой-стве на работу, часто не имеют отдельного жилья, что может стать причиной серьезной психологической травмы для всех членов семьи.

Особенно сложно адаптироваться к новым условиям несовершен-нолетним детям, которые вынуждены проживать в стесненных, ущербных условиях, слышать жалобы родителей о потерях, существовать в условиях стрессовой семейной ситуации, жить взрослыми на-деждами своих родителей, а не детскими мечтами, играми и забавами.

Воспитываясь в семье, ребенок учится взаимодействовать с окружающей средой, регулировать свои отношения с другими людьми, именно здесь он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Вся сложная система отношений в семье (психофизиологические, психические, социальные и культурные) оказывают влияние на семейное воспитание детей и подростков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.