Рефераты. Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях






Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психоло-го-педагогического риска, часто применяет деструктивные формы и методы воспитания, что в результате приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, негативно влияет на формы его поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных семей чаще других попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям. Учебная неуспеваемость связана с немотивированными пропусками уроков па фоне бесконтрольности со стороны родителей; частые болезни возника-ют в результате несоблюдения норм здорового образа жизни; кон-фликтные формы поведения подростков -- не что иное, как проекция семейных ссор, агрессии и жестокости. Незанятость в системе допол-нительного образования, т. е. неспособность к самоопределению и са-мореализации, происходит по вине родителей, которые изначально не дали примера собственных увлечений, не объяснили преимуществ выбранной ими профессии. В результате в дисфункциональной семье вырастает педагогически запущенный ребенок, безнадежно отстав-ший в учебе, транслирующий двойную мораль, жестокость, агрессию, ненависть к окружающим, нежелание включаться в систему социаль-ных взаимодействий (учиться, трудиться). Самое печальное то, что молодые люди из неблагополучных семей испытывают большие труд-ности при создании собственных семей, которые также строят по об-разу и подобию отчего дома.

Изучая особенности подростков, воспитывающихся в асоциальных семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, другими психоактивными веществами М.И. Рожков отмечает, что у этих детей нередко обнаруживается чувство собственной ненужности, безысходной тоски по лучшей жизни в семье. Длительно истощение нервной системы приводит к глубокому нервно- психическому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность, безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного положения в семье проявляется в стремлении к лидерству в школьном классе. Однако из-за низкого уровня интеллектуального развития они самоутверждаются среди сверстников и стремятся привлечь к себе внимание взрослых, совершая неблаговидные поступки, балуются на уроках и озорничают на переменах.

Дети лиц, злоупотребляющих алкоголем, не только имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, но и гораздо чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, страдают заниженной самооценкой, нарушениями сна, ночными кошмарами

По мнению М.А. Галагузовой, неполнота эмоциональной жизни в семье алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других - гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.

Ребенок из семьи, злоупотребляющей алкоголем, может сталкиваться с серьезными проблемами и трудностями в межличностных отношениях с другими детьми. Недостаточно развитое чувство собственного достоинства, заниженная самооценка, робость приводят к тому, что в глазах сверстников такой ребенок становится чем- то вроде отверженного, которым либо помыкают, либо его просто игнорируют и выталкивают из игр, компаний и т.д. У такого ребенка может появиться потребность доминировать в коллективе и властвовать над другими детьми. Для достижения главенствующего положения он может не только драться, но и становится хвастуном, придумывающим о себе разные небылицы. В результате никто из детей не хочет с ним дружить.

Развивающиеся с годами неверие в себя, низкая самооценка делают таких детей очень уязвимыми и податливыми для сомнительного рода компаний. В своей стремлении быть среди «избранных» они могут отдавать себя во власть более сильного лидера и рискуют быть вовлеченными в различные занятия недостойного и просто преступного характера.

Не встречая поддержки и понимания в семье, сталкиваясь с неудачами в попытке установить связи в школьном окружении, ребенок оказывается в своеобразном социальном вакууме. Он чувствует себя заброшенным, одиноким и никому не нужным.

Повседневная жизнь детей из семей имеющих статус неблагополучный постоянно сопровождается эмоциональным стрессом.

Е.М. Мастюкова выделяет следующие формы, поведения детей из неблагополучных семей. Прежде всего, это реакции протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей. Ребенок становится грубым, непослушным, стремится все сделать назло. Наряду с активными реакциями протеста могут отличаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома, боится родителей и не возвращается, затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками. На этом фоне у ребенка легко возникают невротические расстройства: нарушения сна, неустойчивость настроения.

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что семейное неблагополучие является одним из самых мощных неблагоприятных факторов в нарушении развития и поведения детей, воспитывающихся в данных семьях. Подростки, не имеющие возможность получить адекватный опыт взаимоотношений с окружающими, не приобретающие навыки конструктивных форм поведения в различных ситуациях проявляют, как правило, несдержанность, грубость по отношению к другим людям. Проявляют неуверенность в себе, замкнутость, стеснительность, робость, агрессивность, тревожность, что свидетельствует о низкой адаптации в социуме.

Глава 2. Социально- психологический тренинг как эффективный

метод работы с неблаполучными подростками

2.1. Психологические особенности тренинговой группы

Тренинг -- особая разновид-ность обучения через непо-средственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодейст-вии опыта, которая не своди-ма ни к традиционному обу-чению через трансляцию зна-ний, ни к психологическому консультированию или пси-хотерапии. Иногда для его обозначения используется термин, представляющий собой «каль-ку» с английского языка: «экспериенциальное обучение» (от англ. ехрепепсе -- жизненный опыт). При таком обучении занимающийся Непосредственно соприкасается с изучаемой реальностью, а не про-сто думает о встрече с ней или размышляет о возможности «что-то с ней сделать» (Баркли, Кэйпл,

В широком смысле под социально- психологическим тренингом понимается практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития[7,с 36-38].

По сути, тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

- овладение социально- педагогическими знаниями;

- развитие способности познания себя и других людей;

- повышение представлений о собственной значимости;

- развитие различных способностей, навыков и умений.

Разнообразие психологических тренингов велико. Термины «психологический тренинг», «социально-психологический тренинг» также довольно сложно поддаются однозначному определению. В широ-ком смысле, социально-психологический тренинг -- любое активное социально-психологическое обучение, осуществляемое с опорой на) механизмы группового взаимодействия (в отличие, например, от тренинга развития познавательных процессов -- внимания, памяти, мышления и т. д.). Так, Л. А. Петровская и Л.Ф. Анн обозначают этим термином практику психологического воздействия, основанную на активных методах групповой работы. ( Иногда понятие «социально-психологический тренинг» выступает и как более узкое, обозначающее только одну разновидность психологических тренингов, направленных на совершенствование навы-ков общения посредством ролевых игр с элементами драматизации)[15, с. 56-57].

Для психологических тренингов характерны некоторые общие черты.

Соблюдение ряда принципов групповой работы, таких как активность участников; партнерское общение; исследовательская позиция участников в процессе межличностного взаимодействия; осуществление обратной связи.

Применение активных методов групповой работы. Основных методов два: групповая дискуссия и сюжетно-ролевая игра. В то же время количество конкретных тренинговых упражнений, созда-ваемых на их основе, исчисляется тысячами.

Акцент па взаимоотношениях между участниками группы, ин-тенсивное межличностное взаимодействие.

Наличие более или менее постоянной группы. Пропуски встреч не приветствуются, а обсуждать происходящие в группе события за ее пределами запрещается, поскольку это ведет к потере той эмоциональной энергии, которая должна расходоваться в процес-се работы.

Пространственная организация, направленная на то, чтобы обес-печить наилучшие возможности для интенсивного общения уча-стников и свести к минимуму внешние отвлекающие факторы.

Нацеленность на психологическую помощь участникам группы. Результат тренинга не сводится к формированию у участников системы знаний и умений; большое значение имеет субъективное улучшение психического состояния и получение импульса к даль-нейшему саморазвитию. Поэтому наряду с объективными крите-риями результативности тренингов рассматриваются и субъек-тивные.

Атмосфера раскованности и свободы общения. Общение в усло-виях тренинга более интенсивное, эмоциональное, открытое и ис-креннее, чем в обычных межличностных контактах. На начальных этапах работы с группой основная задача ведущего -- создание со-ответствующей атмосферы, моделирование психологически безо-пасных условий для такого общения[6, с. 68-69].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.