Рефераты. Изучение эффективности социально-психологического тренинга на примере работы с подростками, воспитывающихся в неблагополучных семьях






В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответ-ственность семьи (родителей) за воспитание детей. Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объеди-нены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмо-циональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу.

Воспитание детей в семье и забота о них -- это не только нравст-венный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с по-мощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально-экономиче-ских условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует дейст-венная система защиты детей -- все больше семей попадают в труд-ную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных эконо-мических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценно-стям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспи-тания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несо-вершеннолетних не исполняют своих обязанностей но воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на пове-дение подростков, жестоко обращаются с ними, -- имеет статус небла-гополучной семьи.

В зону социально-экономического и психолого-педагогического рис-ка (а соответственно, пристального внимания социально-психоло-гической службы школы) попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным об-стоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, ха-рактеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка.

К благополучным семьям, находящимся в зоне риска, сообразуясь с позитивным социальным статусом и стилем воспитания, мы отнесли следующие виды семей:

- опекунские семьи с благополучным стилем воспитания; Ф семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, не испы-тывающие социальных, психологических, экономических проблем; Ф неполные, но благополучные в социально-экономическом и психо-лого-педагогическом аспектах семьи;

- многодетные семьи, самодостаточные по экономическим, психоло-гическим, педагогическим основаниям, с позитивным фоном вос-питания;

- малообеспеченные семьи, по имеющие постоянный социальный до-тационный пакет, испытывающие психологический комфорт, мо-ральное и экономическое равновесие;

- семьи беженцев, получившие статус, жилье, постоянный доход, возможность гармоничного воспитания детей;

- семьи, имеющие в своем составе инвалидов и участников военных действий, которые не причиняют психоэмоциональных травм детям, а также окружены вниманием и заботой государства относи-тельно нужд, связанных с инвалидностью;

-семьи педагогически необразованные, но ориентированные на со-трудничество со школой, позитивную воспитательную деятель-ность, транслирующие любовь к своим детям и заботящиеся о них. Неблагополучной семьей считается педагогически несостоятель-ная, уклоняющаяся от выполнения родительского долга семья, в ко-торой родители злоупотребляют правами, жестоко обращаются с детьми или пренебрегают их нуждами, самовольно отказываясь от обязательств, наложенных на них государством и обществом.

Основными особенностями неблагополучной семьи являются: низкий уровень педагогической культуры, деструктивные эмоцио-нально-конфликтные отношения между супругами, возможное нали-чие таких факторов (в единственном или совокупном их проявлении), как социально-экономическое неблагополучие, аморальный образ жиз-ни, зависимость от алкоголя и психоактивных веществ, деформированность общечеловеческих ценностных ориентации, неразборчи-вость в брачном выборе и повторные браки, без учета интересов детей; жестокое отношение к детям и насилие над ними; пренебрежение к санитарно-гигиеническим нормам и т. п.

Неблагополучная или асоциальная семья, в отличие от благополуч-ной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задерж-ку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, по-ловая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, ал-коголизм, наркомания и токсикомания подростков. Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государст-венных и общественных структур к неблагополучным семьям.

Ряд исследователей (С.В. Титова, О.П. Потапенко, Е.Ю. Фисенко и др.) выделяют следующие типы неблагополучных семей исходя из ос-нований, отрицательно характеризующих семью.

1. Неблагополучные семьи группы социально-экономического и психоло-го-педагогического риска -- это, в первую очередь, малообеспеченные семьи, с низким материальным уровнем жизни, нерегулярными дохо-дами родителей (и нежеланием родителей увеличивать свои доходы), плохими жилищными условиями, эмоционально и физиологически страдающими от бедности и лишений детьми. Существенной харак-теристикой данной категории семей является потребительское от-ношение к ребенку, зачастую как к единственному источнику мате-риального дохода (денежное пособие, дополнительное питание, социальный пакет и т. п.)

Как следствие, в таких семьях имеют место грубые нарушения законных прав и интересов детей. Не обеспечивается полноценное воспитание, обучение и развитие, не осуществляется необходимый контроль за поведением и жизнью ребенка. Общая негативно-эмоцио-нальная атмосфера в семье отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и результаты его обучения. Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые специально или непро-извольно втягивается ребенок. Отчетливо вырисовывается педагоги-ческая несостоятельность родителей, которая порождает серьезные проблемы в поведении и психосоматическом здоровье ребенка.

2. Семьи группы морально-нравственного риска с криминальными
характеристиками -- это семьи с родителями-алкоголиками, нар-команами, агрессивными к детям и другим членам семьи, с амораль-ным или паразитическим образом жизни, разделяющие традиции пре-ступной субкультуры, имеющие судимость, допускающие инцест,
имеющие склонность к садизму, страдающие психическими заболева-ниями.

Ситуативно, семьей морально-нравственного риска для ребенка может стать семья, где происходит развод родителей или смерть одно-го или обоих родителей.

3. Семьи, практикующие жестокое обращение с детьми. Стиль семей-ных отношений в таких семьях проявляется в физических наказаниях
и лишении ребенка нищи, одежды, прогулок на свежем воздухе с це-лью «эффективного воспитания». Одним из основных факторов, про-воцирующих жестокое отношение к детям, может являться пьянство
одного или обоих родителей. Любой вид жестокого обращения с деть-
ми (а чаще всего отмечается сочетание нескольких форм насилия) на-рушает физическое и психическое здоровье ребенка, препятствует его
полноценному развитию. В таких асоциальных, дезорганизованных
семьях с наркологической, психопатологической отягощенностью ро-дителей имеют место случаи особой семейной жестокости.

Неблагополучные семьи с психически неустойчивыми родителями или другими членами семьи, с деструктивными эмоционально-кон-фликтными отношениями между супругами, с деформированными ценностными ориентациями транслируют детям двойную мораль, ли-цемерие и другие отрицательные человеческие черты.

Часто эти явления имеют место по причине педагогической несо-стоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразован-ные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на соб-ственном негативном отношении к жизни. Как правило, в таких семь-ях психологические переживания родителей из-за бедственного ма-териального положения, безработицы выливаются в жестокое обра-щение с детьми. Нередко отклонения в психике родителей приводят к деспотизму, вызывают сильное недовольство своими детьми из-за невыполненных ими завышенных родительских требований. Зачас-тую усталость и депрессия родителей является результатом их психо-логической жестокости, которая затем передается и детям, порождает конфликты подростков со сверстниками и педагогами.

Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, -- не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, позна-вательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе на-выков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговремен-ных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют по-зитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликт-ность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем под-ростковом и юношеском возрасте.

Неблагополучные семьи могут возникать также в результате брака несовершеннолетних родителей, а также повторных, многократных браков, в которых есть сводные дети, вызывающие различное отно-шение родителей. В таких семьях дети остро ощущают либо свою не-нужность, либо гиперопеку и подчеркнутую ненависть одного из роди-телей к себе или сводному брату (сестре). Дети страдают от того, что взрослые напрямую заявляют о их ненужности, воспринимают детей как тяжелую ношу, обузу, досадную помеху для своей свободной и сча-стливой жизни. Угрызения совести и морально-нравственные страда-ния ребенка приводят к нервно-психическим срывам, деструктивным или зависимым формам поведения, внутренним протестам в виде отка-за от семьи, ухода из дома, бродяжничества, личностной деградации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.