Комитет считает, что основными приоритетами бюджета 2004 г. в сфере образования должны стать:
-- увеличение зарплаты педагогических работников;
-- увеличение расходов на приобретение учебного оборудования;
-- увеличение расходов на развитие информационной базы образования;
-- увеличение расходов на ремонт общежитий.
Кроме этого, в бюджете 2004 г. следует предусмотреть дополнительные расходы на увеличение стипендий, обеспечение школ учебниками, развитие системы возвратных суб-сидий для студентов вузов, развитие системы ипотечного кредитования работников образо-вания, расширение федеральных целевых программ, направленных на формирование толерантного сознания, развитие информационных и компьютерных технологий, интеграцию науки и высшей школы
Исходя из этого, Комитет решил:
1. Важнейшей задачей бюджета 2004 г. должно стать реальное повышение заработной пла-ты работников бюджетной сферы и переход к отраслевым системам оплаты труда. При этом размер средней заработной платы в сфере образования должен быть увеличен в 1,5 раза по сравнению с проиндексированным с 1 октября 2003 г (по сравнению с нынешним -- в 2 paза). Это позволит увеличить размер средней ставки профессорско-преподавательского со-става вузов с 1630 руб. до 4240 руб. (по сравнению с нынешним -- в 2,6 раза), для преподавателей начального и среднего профессионального образования -- с 1300 руб. до 2800 руб. (по сравнению с нынешним -- в 2,15 раза), для учителей -- с 1300 руб. до 2450 руб. (по сравнению с нынешним -- в 1,88 раза). Для такого повышения необходимо дополнительно увеличить расходы федерального бюджета на 29 млрд. руб.
Необходимо также увеличить расходы на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава на 125 млн. руб., что позволит увеличить контрольные цифры приема слушателей на 11 тыс. человек.
2. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем бюджетных средств на приобретение современного оборудования, в том числе компьютерной техники, на 5000,0 млн. руб., что позволит удовлетворить более 50% потребности в лабораторном оборудовании, а так-же ускорить темпы компьютеризации высшей школы
3. Должны быть увеличены ассигнования на совершенствование информационной базы образования:
3.1. Для обеспечения доступа студентов в Интернет (по статье «связь») дополнительно по-требуется 450 млн. руб., что позволит решить проблему подключения государственных вузов к сети Интернет и их работу с неограниченным временем доступа
3.2. Для пополнения библиотечного фонда образовательных учреждений профессионального образования дополнительно потребуется 500 млн. руб., что позволит обеспечить около 3 млн. обучающихся по очной и другим формам обучения учебной и методической литерату-рой с учетом нормативного срока службы учебника (7 лет).
3.3. Для обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений необходимо предусмотреть выделение субвенций субъектам Российской Федерации в рамках федерального фонда помощи бюджетам других уровней в сумме 2200,0 млн. руб., что позволит (при сохранении финансирования) обеспечить общеобразовательные школы комплектами учеб-ников на нормативный срок их использования (4 года).
4. Необходимо увеличить по сравнению с 2003 г. объем ассигнований на капитальный ремонт студенческих общежитий и зданий в аварийном состоянии на 5000,0 млн. руб., что позволит восстановить около 200 тыс. мест (в общежитиях проживает около 600 тыс. студентов вузов, всего нуждающихся в общежитиях -- 700 тыс. человек).
5. Для введения с 1 сентября 2004 г системы государственных возвратных субсидии для студентов высших и средних профессиональных образовательных учреждений предусмот-реть средства в сумме 1300,0 млн. руб., что позволит выделить около 70 тыс. субсидий.
6. Необходимо увеличить финансирование федеральных целевых программ:
6.1. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в рос-сийском обществе» (2001-2005 гг.) с 25 млн. руб. в 2003 г до 45 млн. руб. в 2004 г. как про-граммы, имеющей особое значение в условиях социальной напряженности и роста экстре-мистских проявлений в молодежной среде.
6.2. «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 гг.) в объеме паспорта программы на 2004 г., в том числе для продолжения компьютеризации сельских и городских общеобразовательных школ, учреждений начального профессионального образования.
6.3. «Интеграция науки и высшего образования России» (2002-2006 гг.) с 219,5 млн. руб. в 2003 г. до 350,0 млн. руб. в 2004 г. (в разделе 06 «Фундаментальные исследования и содей-ствие научно-техническому прогрессу» функциональной классификации расходов).
7. Для повышения эффективности адресной социальной поддержки преподавателей и сту-дентов необходимо:
7.1. Обеспечить финансирование ипотечной программы кредитования жилья для работни-ков сферы образования в объеме до 20% общей стоимости строительства (потребность со-ставляет 300,0 млн. руб.), что позволит обеспечить ввод 2000 квартир общей площадью свы-ше 120 тыс. кв. м.
7.2. Увеличить объем финансирования подпрограммы «Обеспечение жильем молодых се-мей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. с 500 млн. руб. до 1500,0 млн. руб., что позволит обеспечить жильем дополнительно 6,5 тыс. молодых семей (в 2003 г обеспечивается 3,5 тыс. молодых семей).
7.3. Увеличить размер стипендий в 1,5 раза с 1 сентября 2004 г. (дополнительно потребует-ся 3500,0 млн. руб.).
7.4. Увеличить дополнительно бюджетные ассигнования в размере до 15% от стипендиаль-ного фонда для выплаты частичной компенсации удорожания стоимости питания и оплаты проезда малоимущим иногородним студентам и учащимся очной формы обучения в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования (на эти цели до-полнительно требуется 1100,0 млн. руб.).
7.5. Обеспечить финансирование расходов по содержанию санаториев-профилакториев, входящих в состав учреждений среднего и высшего профессионального образования, в сумме 550,0 млн. руб.
8. Предложить Правительству Российской Федерации:
-- при формировании проекта федерального бюджета на 2004 г. учесть приоритеты, указанные в пунктах 1-4, и предложения, указанные в пунктах 5-7 настоящего решения,
-- ускорить разработку и принятие федеральной целевой программы «Безопасная школа», предусмотрев в ней выделение средств на условиях софинансирования по восстановлению, капитальному ремонту и строительству объектов системы общего и профессионального образования и оборудованию зданий системами противопожарной безопасности,
-- ускорить разработку и введение федеральных нормативов финансирования в сфере общего образования в расчете на одного обучающегося и предусмотреть в проекте бюджета 2004 г. выделение целевой финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федера-ции за счет средств фонда финансовой поддержки регионов для реализации государственных полномочий в этой сфере.
9. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Минфин, Минэкономразвития, Минобразования России и средства массовой информации.
Председатель Комитета А.В. Шишлов
Приоритетные направления реализации Федеральной программы развития образования по статье «прочие нужды» на 2004 год
Раздел I. Приоритетные направления, обеспечивающие выполнение первоочередных работ
№
п/п
Наименование
приоритетного направления
Руководитель рабочей
комиссии
Структурное подразделение,
ответственное за организацию робот
1.1.
Совершенствование управления образованием:
1.1.1. Развитие системы управления образовательными учреждениями на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
1.1.2. Привлечение общественных ресурсов для совершенствования управления образованием.
1.1.3. Развитие системы управления научно-образо-вательной деятельностью в системе профессионального образования.
Чепурных Е.Е.
Управление развития образования;
Департамент общего образования;
Управление развития и планирования научных исследований;
Управление региональной образовательной политики и инспектирования;
Управление высшего профессионального образования;
Управление среднего профессионального образования;
Управление начального профессионального образования.
1.2.
Федеральные экспериментальные площадки для апробации но-вой структуры и содержания общего образования:
1.2.1. Широкомасштабный эксперимент по структуре и содержанию общего образования.
1.2.2. Разработка и начало введения профильного обучение на третьей ступени общего образования, включая предпрофильную подготовку на второй ступени общего образования.
1.2.3. Оптимизация сети образовательных учреждений общего и начального профессионального образования.
1.2.4. Апробация новой структуры и содержания профильной общеобразовательной подготовки в учреждениях НПО и СПО.
1.2.5. Авторские экспериментальные школы.
Болотов В.А.
Управление начального профессионального образования;
Управление среднего профессионального образования.
1.3.
Модернизация структуры и содержания профессионального образования в соответствии с потребностями современного рынка труда:
1.3.1. Развитие системы государственного задания на подго-товку специалистов с высшим профессиональным образованием, включая механизмы экономического стимулирования.
1.3.2. Обновление стандартов профессионального образова-ния по перспективным направлениям подготовки обучающихся (по уровням образования).
1.3.3. Федеральные экспериментальные площадки по созданию и апробации региональных моделей трудоустройства и адаптации выпускников образовательных учреждений профессионального образования к рынку труда в условиях государственных заданий.
Киселев А.Ф.
Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования;
Управление лицензирования, аттестации и аккредитации;
Управление дополнительного профессионального образования.
1.4.
Федеральные экспериментальные площадки для введения Единого государственного экзамена.
Управление высшего профессионального образования.
1.5.
Федеральные экспериментальные площадки по апробации элементов государственно-общественной системы оценки качества образования:
1.5.1. Создание и апробация элементов государственно-обще-ственной системы оценки качества образования.
1.5.2. Совершенствование инструментария оценки качества образования.
Гребнев Л.С.
Управление региональной образовательной политики и инспектирования.
1.6.
Реализация на условиях софинансирования инвестиционных проектов развития материально-технической базы различных типов образовательных учреждений:
1.6.1. Оснащение специальных образовательных учреждений современным противопожарным оборудованием.
1.6.2. Оснащение современным учебно-лабораторным и противопожарным оборудованием образовательных учреждений на-чального, среднего и высшего профессионального образования.
1.6.3. Развитие и совершенствование материальной инфраструктуры учебных корпусов и общежитий образовательных учреждений профессионального образования.
Балыхин Г.А.
Управление развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений;
Управление специального образования.
1.7.
Развитие профессионального образования в области высоких технологий и инновационной деятельности в образовательной сфере:
1.7.1. Развитие многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности.
1.7.2. Повышение квалификации руководителей среднего и высшего звене образовательных учреждений профессиональ-ного образования в вопросах инновационной деятельности в образовательной сфере.
1.7.3. Развитие научной и учебно-лабораторной базы научно-педагогических коллективов, обеспечивающих эффективную подготовку кадров высшей квалификации в области высоких технологий.
1.7.4. Поддержка научно-исследовательской деятельности обу-чающихся в области высоких технологий и инновационной дея-тельности (по уровням профессионального образования).
1.7.5. Совершенствование системы федеральных предметных олимпиад.
Шленов Ю.В.
Управление научно-инновационной деятельности;
Управление дополнительного профессионального образования;
Департамент государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.
1.8.
Развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями России:
1.8.1. Привлечение иностранных учащихся путем создания системы центров, проведения выставок совершенствования разъяснительной и пропагандистской работы.
1.8.2. Повышение квалификации специалистов вузов в области экспорта образовательных услуг.
Банцекин Н.Б.
Управление международного образования и сотрудничества.
1.9.
Развитие и совершенствование механизмов финансирования образования:
1.9.1. Реализация второго этапа эксперимента по ГИФО; разработка механизмов возвратных субсидий.
1.9.2. Организация по согласованию с субъектами Российской Федерации эксперимента по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе спе-циальных форм финансирования образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.9.3. Создание системы выявления и обеспечения потребности образовательных учреждений Минобразования России в ком-мунальных услугах (в денежной и натуральной форме).
1.9.4. Создание системы организационного обеспечения ипотечного кредитования жилья для работников системы образования.
Управление экономики;
Департамент общего образования.
1.10.
Развитие системы педагогического образования, повышение ква-лификации и переподготовка кадров для системы образования:
1.10.1. Совершенствование системы высшего и дополнительно-го профессионального (педагогического) образования.
1.10.2. Развитие материально-технической базы образователь-ных учреждений педагогического образования.
1.11.
Обеспечение условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, расширение до-ступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.11.1. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в общем образовании, включая образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.11.2. Совершенствование здоровьесберегающих технологий в профессиональном образовании.
1.11.3. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в систему профессионального образования.
Управление специального образования;
Управление среднего профессиональ-ного образования;
1.12.
Развитие системы воспитательной деятельности в образова-тельных учреждениях:
1.12.1. Поставка библиотекам исторической, художественно-пат-риотической и энциклопедической литературы для системы об-щего образования.
1.12.2. Поддержка всероссийских культурных инициатив сту-дентов.
1.12.3 Поддержка Всероссийского конкурса учреждений допол-нительного образования детей и молодёжи.
Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи;
Управление начального профессионального образования:
Управление высшего профессионального образования
1.13.
Совершенствование законодательства Российской Федерации об образовании -- реализации приоритетных направлений об-разовательной политики России на современном этапе.
Управление правового обеспечения;
Заинтересованные структурные подразделения министерства.
1.14.
Организационно-методическое обеспечение распространения результатов образовательных проектов и программ в интере-сах развитии образования:
1.14.1 Проекты, реализованные или инициированные междуна-родными организациями.
1.14.2. Проекты, реализованные российскими организациями.
1.14.3. Проекты, реализованные в рамках Федеральной про-граммы развития образования.
Управление международного образования и сотрудничества;
Управление развития планирования научных исследований.
1.15.
Информационное и социологическое сопровождение модернизации российского образования:
1.15.1. Информационное сопровождение.
1.15.2. Социологическое сопровождение.
1.15.3. Совершенствование статистики образования.
Чепурных ЕЕ.
Заинтересованные структурные подразделения министерства
Раздел II. Методическое, информационно-техническое
и организационное обеспечение реализации Программы
2.1.
Разработке и реализация методического, информационно-технического и организационного обеспечения реализации Программы.
Управление развития образования.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8