В целом по исследованию нами были сделаны следующие выводы:
§ в РФ сегодня создана прочная, актуальная нормативно-правовая база для осуществления политики в области образования основой, для которой является закрепленные Конституцией РФ гарантии;
§ принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Федеральная программа развития образования ре является исключением;
§ развитие науки и связанных с ней технологий производства требует реформирования как структуры, так и содержания образования. Среди ос-новных направлений идущей в России в конце XX - начале XXI в реформы образования можно выделить демократизацию системы обучения и воспи-тания, гуманитаризацию и гуманизаци процесса образования, компьюте-ризацию процесса образования;
§ Федеральная Программа развития образования является одним из основных инструментов практической реализации большинства направлений современной государственной образовательной политики, сформулированных 29 декабря 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Учитывая вышеизложенную законодательную базу и проблемы, возникающие в стране, и требующие разрешения, государством, по мере необходимости, проводятся реформы. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства стали осознавать, что уровень образования в стране определяет ее будущее;
§ прежде чем приступать к введению в школах России ЕГЭ, необходимо провести полный объективный анализ всех последствий данной реформы.
Приложение
ДОКУМЕНТЫ ООН О ДЕТЯХ, ЖЕНЩИНАХ И ОБРАЗОВАНИИ. - М., 1995
IV. Цели и политика в области образования
10. В каждой стране должны быть приняты в необходимом объеме соответствующие меры для определения общей полити-ки в области образования, совместимой с перечисленными вы-ше руководящими принципами, с привлечением всех имею-щихся людских или иных ресурсов. При этом соответствующие органы должны принимать во внимание влияние на положение учителей следующих принципов и целей:
a) основным правом каждого ребенка является самое полное его обеспечение возможностями образования. Необходимое внимание должно уделяться детям, требующим специального педагогического подхода;
b) все возможности должны быть предоставлены на равной основе каждому человеку для реализации его права на по-лучение образования без всякой дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, религии, политических взглядов, на-ционального или социального происхождения и эконо-мического положения;
c) поскольку образование является делом первостепенной важности для общества, ответственность за него должна ло-житься на государство, которое обязано обеспечить доста-точную сеть школ, бесплатное образование в них и материаль-ную помощь нуждающимся учащимся; вышесказанное не следует толковать ни как посягательство на свободу родителей или законных опекунов посылать детей в негосударственные школы, ни как нарушение свободы отдельных лиц или органи-заций создавать учебные заведения, отвечающие минимальным педагогическим нормам, установленным или одобренным госу-дарством, и руководить этими учебными заведениями;
d) так как образование является существенным фактором экономического развития, планирование образования должно быть неотъемлемой частью общего планирования экономи-ческого и социального развития, имеющего целью улучшение условий жизни;
e) поскольку образование представляет собой непрерывный процесс, тесная связь между различными категориями учителей может способствовать повышению качества обучения всех учащихся и улучшению положения учителей;
f) необходимо обеспечить свободный доступ к гибкой сис-теме школ, должным образом взаимосвязанных, с тем чтобы ничто не могло ограничить возможности для каждого ребенка получать образование любого типа и уровня;
g) в качестве задачи развития образования ни одно государ-ство не должно удовлетворяться одним количественным рос-том, но должно также стремиться повысить его качество;
h) в области образования необходимо как долгосрочное, так и краткосрочное планирование и программирование; эффек-тивное включение сегодняшних учащихся в жизнь общества будет зависеть больше от будущих потребностей, чем от ны-нешних;
i) всякое планирование в области образования должно включать на каждом этапе своевременное принятие мер для подготовки и профессионального усовершенствования доста-точного числа национальных кадров учителей, полностью компетентных и квалифицированных, знающих жизнь своего наро-да и способных вести обучение на его родном языке;
j) первостепенное значение имеют координированные сис-тематические и непрерывные исследования и мероприятия в области подготовки и профессионального усовершенствования учителей, включая сотрудничество между исследователями на международном уровне и обмен результатами этих исследова-ний;
к) необходимо обеспечивать тесное сотрудничество между соответствующими органами, организациями учителей, работо-дателей и трудящихся, родительскими организациями, культур-но-просветительными организациями и научно-исследователь-скими учреждениями для определения политики в области образования и ее конкретных задач;
l) поскольку достижение целей и задач образования зависит в значительной степени от выделяемых финансовых средств, в национальных бюджетах всех стран следует предусматривать в приоритетном порядке необходимую долю национального дохо-да на развитие образования.
Утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314
Министерство образования РФ преобразовано в Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные министерству:
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам;
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
Федеральное агентство по науке;
Федеральное агентство по образованию.
Преобразовать Министерство образования РФ в Министерство образования и науки Российской Федерации, передав ему функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздняемого Министерства образования Российской Федерации и функции по принятию нормативных правовых актов в сфере упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, а также функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке
РЕШЕНИЕ О ПРИОРИТЕТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2004 ГОД В ЧАСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
Обсудив вопрос о приоритетах формирования федерального бюджета на 2004 г. в час-ти финансирования расходов на образование, Комитет отмечает важность проводимой Пра-вительством России работы по реализации Концепции модернизации российского образова-ния, а также оптимизации бюджетных расходов.
Однако меры по оптимизации расходов при подготовке проекта бюджета 2004 г. не должны рассматриваться только как инструмент экономии бюджетных расходов, особен-но -- в системе образования. Напротив, бюджетные расходы на образование в 2004 г. должны быть существенно увеличены, поскольку сохранение нынешнего уровня зарплаты работников образования и финансирования расходов на развитие материально-технической базы образования неизбежно приведет к деградации всей системы образования.
Наряду с увеличением бюджетного финансирования следует восстановить с 2004 г. налоговые льготы, стимулирующие внебюджетное финансирование образовательных уч-реждений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8