Рефераты. Государственная политика в области образования в Российской Федерации






разработать порядок оптимизации сети малокомплектных сельских школ;

продолжить работу по созданию университетских комплексов, объеди-няющих образовательные учреждения, реализующие программы раз-личных уровней профессионального образования, научно-исследовательские, производственные и другие подразделения;

осуществить формирование адресной системы стипендиального обеспечения студентов (академические и социальные стипендии);

начать переход к нормативно-подушевому принципу бюджетного фи-нансирования учреждений образования;

начать переход к финансированию высшего образования на основе государственного заказа на подготовку специалистов, осуществляемого на конкурсной основе;

повысить прозрачность финансовых потоков, направляемых в учреж-дения образования, в первую очередь за счет создания в них попечитель-ских советов, внедрения практики публичной отчетности образовательных учреждений;

осуществить концентрацию государственных инвестиций на вводимых объектах, объектах высокой строительной готовности и социальной значи-мости.

Основные мероприятия Федеральной программы развития образования:

обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образо-вание всех уровней и ступеней;

создание нормативной правовой базы в области образования, обеспе-чивающей функционирование и развитие системы образования в интере-сах личности, общества и государства;

формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;

разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

реализация мер, обеспечивающих функционирование системы обра-зования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;

введение и реализация преемственных государственных об-разовательных стандартов и соответствующих им примерных образова-тельных программ различных уровней и направлений образования;

разработка содержания образования, соответствующего со-временному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;

развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;

развитие научно-исследовательской и научно-технической деятель-ности организаций системы образования, интеграция науки и образо-вания;

совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккре-дитации образовательных учреждений;

обеспечение контроля качества образования;

развитие системы подготовки и переподготовки работников образова-тельных учреждений и научно-педагогических работников;

совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестаци-онной комиссии Министерства образования Российской Федерации;

разработка комплекса мер по государственной и социальной поддерж-ке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;

выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, приклад-ных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;

разработка концепции и создание условий для введения новой струк-туры общего образования на основе проведения полномасштабного пе-дагогического эксперимента;

совершенствование системы непрерывного образования;

организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;

организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;

организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;

развитие материально-технической базы, энергосберегающих техноло-гий;

развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств; участие в формировании единого образовательного пространства государств -- участников Содружества Независимых Государств.

Ожидаемыми результатами развития образования в ходе реформирования являются:

обеспечение конституционных прав граждан на получение образования любого уровня в соответствии с законодательством России;

безусловное исполнение органами государственной власти и органами ме-стного самоуправления, субъектами системы образования законодательства об образовании и положений программы;

функционирование системы образования в соответствии с законода-тельством об образовании и государственными нормативами в указанной области;

возрастание роли государства в сохранении единого образовательного пространства;

введение и реализация федеральных и национально-региональных ком-понентов преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ на всех уровнях образования, в том числе специальных стандартов и программ для обучающихся с огра-ниченными возможностями здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников;

формирование библиотечных фондов системы образования за счет бюд-жетов всех уровней и внебюджетных средств;

учет социально-экономических, этнокультурных и иных интересов и при-оритетов субъектов Российской Федерации и национальных сообществ при осуществлении единой государственной политики в области образования;

создание государственной аттестационной службы контроля качества обра-зования, реализация механизмов защиты обучающихся от некачественного образования;

повышение качества и объективности государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, проводимой Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации;

функционирование государственной и общественной систем оценки каче-ства деятельности образовательных учреждений, в том числе лицензиро-вания, аттестации, государственной и общественной аккредитации;

повышение объективности итоговой аттестации выпускников образова-тельных учреждений;

реализация прав граждан на изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации и официального рабочего языка Организации Объединенных Наций,

обеспечение выбора языка обучения в соответствии с законодательством;

укрепление производственной и издательской базы, системы распростра-нения учебной, научной и методической литературы и учебных пособий, а также учебно-научного оборудования и приборов для образовательных уч-реждений;

введение в действие и реализация государственных нормативов финанси-рования, материально-технического обеспечения и оснащения образова-тельных учреждений в соответствии с законодательством Российской Феде-рации;

осуществление государственного финансирования научной и научно-технической деятельности научных организаций системы образования на основе сочетания прямой финансовой поддержки указанных научных органи-заций и целевого финансирования конкретных научных программ и проек-тов;

создание условий для повышения качества образования и воспитания в об-разовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

государственная поддержка научно-исследовательской работы студен-тов высших учебных заведений и государственная поддержка научно-технического творчества учащейся молодежи;

реализация региональных и отраслевых программ развития образования как составной части программы,

совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки, соз-дание специальных условий для получения образования лицами, имею-щими ограниченные возможности здоровья и особенности развития;

осуществление в системе образования мероприятий по значительному повышению роли экологической, гуманитарной и практической подготовки обучающихся, подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях;

осуществление образовательно-профессиональной, научной, финан-сово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов пра-вовых и экономических гарантий самостоятельности образовательных уч-реждений и иных организаций системы образования, обеспечение эконо-мии бюджетных средств;

привлечение для финансирования системы образования дополнительных финансовых ресурсов, в том числе внебюджетных средств;

целевое обеспечение обучающихся (в первую очередь детей-сирот и де-тей, оставшихся без попечения родителей, лиц с ограниченными возможно-стями здоровья, детей малочисленных народов Севера и детей из мало-обеспеченных семей) бесплатными комплектами учебников по предметам федеральных компонентов государственного образовательного стандарта всех ступеней общего образования и на льготных условиях -- всех уровней профессионального образования,

реализация мониторинга состояния образования и создание системы об-разовательной статистики;

функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности обра-зовательных и научных учреждений системы образования;

реализация международных договоров Российской Федерации о взаим-ном признании документов об образовании;

расширение масштабов обучения иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации,

контроль ассортимента игр и игрушек для детей на основе психолого-педагогической, морально-этической и санитарно-экологической экспертиз [5, 294].

Выступая на конференции «Экология-нравственность-здоровье», проходившей в Рязани в марте 2003 г., заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке О. Смолин дал оценку современным тенденциям в развитии педагогической мысли: «Я совершенно уверен, - говорил он, - что нам нельзя забывать наш собственный опыт - и дореволюционный, и опыт советского периода. Имя Константина Ушинского далеко не последнее в мировой педагогике. К сожалению, не все помнят, что самым выдающимся педагогом ХХ века признан и Антон Макаренко. Сейчас мы пытаемся заимствовать за рубежом так называемый компетентностный подход. А между тем, в его основе лежит теория, разработанная нашими психологами - Выготским, Леонтьевым».

Действительно, Федеральная программа «совершенствования» предлагает признать некачественной отечественную систему подготовки педкадров. Британский совет и Институт Гёте недавно объявили, что собираются развернуть в России систему переподготовки наших учителей. Если это подготовка по языку и культуре - прекрасно, но чему они будут учить российских учителей в методике, педагогике, психологии, и вообще в профессии учителя? В «Стратегии модернизации содержания образования» (январь 2001 г.) поставлена задача: «Осуществить переход на сопоставимую систему показателей качества образования"» Но что подразумевается под «мировой системой»? В мире, то есть в разных странах, она разная. Например, общеизвестно, что наши учащиеся 8-9-х классов, приезжая в Америку, выполняют задания за учеников 11-го класса, удивляясь их примитивным знаниям. Таким образом, несмотря на то, что сегодня наличие кризиса отечественной системы образования уже никем не оспаривается, однако кризисная ситуация не тождественна упадку. Российская система образования обладает рядом достоинств, выгодно отличающих ее от систем этой сферы Европы и США [17, 90]. Возможно, нашей системе образования в некоторых аспектах необходимо оставаться консервативной. Неслучайно В.М. Филиппов категорично высказывается против слова «реформа», имея в виду, что суть образования не должна меняться.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.