Рефераты. Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе






Анализируя, инструментальные ценности мужчин и женщин, мы можем сделать следующие выводы. На высокий ранг мужчины и женщины ставят эффективность в делах, честность, ответственность, образованность, что и необходимо специалисту в его профессиональной деятельности.

По данным таблицам мы сосчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, чтобы проследить значимость ценностей, и насколько они связаны для мужчин и женщин. Коэффициент составил 0,84, терминальные ценности (Приложение 2), 0,63-инструментальные ценности (Приложение 1). Это говорит о том, что ценности мужчин и женщин тесно связаны. Об этом свидетельствует высокая положительная корреляция.

Если средние показатели значимости ценностей у мужчин и женщин перевести в ранги, мы получим следующие результаты по значимости ценностей, которые наглядно представлены таблицей.

Ценности

Значимость ценностей, находящихся на первом и втором месте

Значимость ценностей, находящихся на последнем месте

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Ценности - цели

Интересная работа, здоровье

Здоровье, материально обеспеченная жизнь

Красота природу и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), Хорошая обстановка в стране, в вашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благосостояния каждого)

Равенство (богатство, равные возможности для всех) Свобода как независимость в поступках и действиях, творчество

Ценности - средства

Эффективность в делах, честность

Воспитанность, ответственность

Непримиримость к недостаткам в себе и в других, высокие запросы

В опросе участвовало 16 человек.

Возрастной состав выборки выглядит так: 20-25 лет - 7 человек, 25-30 лет - 3 человека, 30-35лет - 1 человек, 35-40 лет- 3 человека, 40-45 лет - 1 человек, 45-50 лет - 1 человек.

Диаграмма № 1

В результате полученных данных мы можем сделать вывод, что преобладающий возраст мужчин работающих в социальной сфере 20-25 лет (75%).

А возраст женщин от 25-30 лет (25%), отсюда следует, что в социальной сфере преобладает молодой коллектив.

Диаграмма № 2

По результатам рисунка мы можем сделать вывод, что у женщин и мужчин, работающих в социальной сфере высшее образование (62,5%). Специалистами по социальной работе (37,5%), больше работают женщины, нежели мужчины, а в управлении социальная роль отводится мужчине (12,5%). Так же роль воспитателей в Социальном приюте для детей попавших в группу риска отводится мужчинам (25%).

Диаграмма № 3

Таким образом мы видим, что женщин работающих по профессии специалист по социальной работе (50%), больше чем мужчин (37,5%), а мужчин психологов больше (25%), чем женщин (12,5%).

Диаграмма № 4

Обрабатывая данные диаграммы, мы можем сделать вывод, что мужчин привлекает выбранная профессия, и они занимают высокий статус, нежели женщины (75%). А женщинам выбранная профессия скорее не нравится, чем нравиться (50%).

Диаграмма № 5

Итак, мы можем сделать вывод, что у мужчин изменилось представление о данной профессии в лучшую сторону (50%), а у женщин мнение не изменилось (50 %), либо изменилось в худшую сторону (37,5%).

Диаграмма №6

В результате полученных данных мы можем сделать следующие выводы, что мужчины выбрали бы вновь свою профессию (62,5%), а женщины пересмотрели бы свои позиции в выборе данной профессии (37,5%).

Диаграмма № 7

Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что женщины представляют свою трудовую перспективу как карьерный рост (50%), а мужчины не задумываются на счет трудовой перспективы, так как на данный момент занимают руководящие должности в социальной сфере.

Диаграмма №8

По данным диаграммы мы сделали следующие выводы, что мужчин побуждает трудиться это желание работать (37%), а женщин заработная плата(50%), что подтверждается обработанными результатами методики ценностные ориентации, а именно заработную плату женщины ставят на второе место.

Диаграмма № 9

По данным диаграммы мы можем сделать вывод, что мужчины и женщины занимаются самосовершенствованием (87,5%).

Диаграмма № 10

Обрабатывая данные диаграммы, мы видим, что женщины и мужчины совершенствуют свою профессиональную компетентность.

Анализируя полученные результаты исследования, можно сделать выводы.

1. Мужчины необходимы для работы в социальной сфере, так как они склонны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоциями, и компетентны. Мужчин в выбранной профессии привлекает интерес к работе, а женщин заработная плата. Данный критерий, выбранный мужчинами важен в трудовой деятельности для достижения результатов в работе.

2. Мужчины в социальной сфере среди респондентов занимают руководящие должности такие как: заместитель директора, заведующий отделением, а женщины работают социальными работниками, специалистами по социальной работе и методистами.

3. Хочется отметить, что мужчины и женщины, работающие в социальной сфере, имеют, высшее образование (62,5%).

4. По результатам исследования мужчины с интересом относятся к выбранной профессии, и мы предполагаем, что их деятельности будет результативной.

5. Результат социальной работы зависит от профессиональной компетентности, данные нашего исследования, это подтверждают.

6.Результаты инструментальных ценностей показывают, что женщины, и мужчины на первое место ставят эффективность в делах, трудолюбие, продуктивность в работе, честность, ответственность, чувство долга, умение держать слово, образованность, что необходимо специалисту для достижения поставленных целей.

7. В современном обществе растет число рабочих мест, где требуются не только профессиональные знания и навыки, сколько особые личностные качества сотрудников, в частности речь идет о так называемой эмоциональной работе, к которой можно отнести социальную сферу.

8. Профессионально - личностное становление специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, профессионального мастерства и развитие духовно - личностных качеств.

Выводы, к которым мы пришли по итогам исследования, позволяют нам сделать следующие рекомендации:

1. Учитывать стереотипы, связанные с нормативными представлениями о психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин при приеме на работу.

2. Создать равные возможности для повышения квалификации, осуществление переподготовки и передвижение по службе.

3. Создать необходимые условия для совместной деятельности мужчин и женщин в социальной сфере.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возникновение и устойчивое развитие института социальной работы в России требует ее изучения в различных аспектах, в том числе социологическом, психологическом, гендерном. Профессионально-личностное становление социального работника предусматривает формирование профессионального призвания, профессионального мастерства и развития духовно-личностных качеств.

Следует отметить, что для социального работника важна психологическая готовность к ролевому поведению. Функциональная адаптация происходит гораздо быстрее, чем адаптация поведенческая. Поэтому специалист в социальной сфере может успешно справляться с профессиональными задачами, но испытывать трудности вследствие неподтверждения ролевых ожиданий. Функциональные обязанности предполагают оказание помощи человеку, организационные меры, направленные на социальную защиту населения. Другое дело- роль. Роль реализует через поведение и общение, следовательно, ролевое поведение социального работника проявляется в связи с другим человеком, т.е. с клиентом.

Клиентом специалиста по социальной работе являются люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, пожилые, трудные дети и т.д.). И здесь проявляется устаревшая патриархальная логика: осуществлять заботу и уход за детьми, престарелыми, инвалидами - это традиционное занятие для женщин. Такая роль подходит женщине вследствие сложившегося стереотипа и фемининных качествах. Психологические черты, действующие в рамках этого стереотипа,- терпение, покорность, жалость, сострадание, нежность, доброта, мягкость, жертвенность, стремление к сохранению гармонии в межличностных отношениях характеризуют женщину. Высокая степень участия женщин в деятельности социальных учреждений вовсе не означает, что их работа будет всегда результативной. Поэтому мы считаем, что неотъемная роль в социальной сфере должна принадлежать мужчине в совместной деятельности с женщиной. К данному выводу мы пришли, что роль социального работника может подходить и мужчине, т.к. он более рационален, тверд, сдержан, решителен, активен, склонен к действиям. У мужчины более развиты логика, обобщение, склонность к новаторству, мотив достижения успеха. Исходя из этого, при современной работе мужчины и женщины, результат их деятельности, будет более эффективным. Основой личности социального работника должна являться нравственность, как внутреннее духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение специалиста по социальной работе определяется качествами его личности: честность, объективность, справедливость, тактичность, наблюдательность, терпимость, сдержанность, коммуникативность, сила воли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина - М, 1993.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины - СПб.: Питер, 2007.- 544 с.

3. Исаева Е. Язык женской и мужской логики. Как понять противоположный пол - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.- 197 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.