Рефераты. Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе






Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе

ВВЕДЕНИЕ

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 году, когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 года № 92 в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих была внесена должность "специалист по социальной работе". Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности " социальный работник".

В настоящее время в практике социальной работы преобладает женский коллектив. Женский труд в социальной сфере следует из устаревшей патриархальной логики: осуществлять заботу уход за детьми, инвалидами - это традиционное занятие для женщин, не требующих особой подготовки. В современном обществе растет число социальных проблем, которые женщины целиком устранить не могут. В связи с этим для разрешения проблемных ситуаций данного характера необходимо участие мужчин, их жизненная позиция и точка зрения.

Социальный запрос в современном обществе основывается на позиции совместной деятельности мужчин и женщин в практике социальной работы.

В последнее время сложился устойчивый интерес к проблеме оценки эффективности в деятельности специалистов по социальной работе. Эффективность социальной работы понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов (целей)[8, 3].

Любой вид человеческой деятельности предполагает достижение определенного результата, по которому оценивается проделанная работа. Исходя из этого выбор темы: " Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе" является актуальной и заставляет нас задуматься над вопросом выдвижения в работу социальной сферы не только женщин, но и мужчин.

Цель исследования: изучить гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе.

Задачи исследования:

1. Дать теоретический анализ личностных качеств специалиста по социальной работе.

2. Рассмотреть гендерные различия мужчины и женщины.

3. Рассмотреть роль мужчины и женщины в организации профессиональной деятельности.

4. Изучить различия ценностных предпочтений, гендерных особенностей мужчин и женщин, работающих в социальной сфере.

Объект: деятельность специалиста по социальной работе.

Предмет: гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе.

Гипотеза: мы предполагаем, что пол (мужчина, женщина) влияет на деятельность специалиста по социальной работе.

Проблемы заключаются в следующем, почему мужчины в социальную сферу не идут работать, как привлекать мужчин в социальную сферу и какие особенности необходимо учитывать при привлечении мужчин и женщин на работу.

Методы исследования:

- теоретические (анализ научной литературы по представленной теме);

- эмпирические (анкетирование, методика М. Рокич "Ценностные ориентации")

Работа может быть использована специалистами по социальной работе, административным органом, работающим в социальной сфере, преподавателями, читающих социальные дисциплины и студентами средних и высших учебных заведений специальности "Социальная работа".

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

1.1 Гендерные различия мужчины и женщины

На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области семейных отношений, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Для нас наиболее интересны последние.

Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических [12, 7].

Гендер (gender) 1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу. 2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем, таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип

поведения, когда человек полностью согласен с нормами - одобрение, интернализация. Третьим типом является - идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Считается, что впервые термин "гендер" был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р.Столлера, гендер - это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол [12].

Различия между мужчиной и женщиной привлекают большее внимание исследователей. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных.

Рассмотрим различия между мужчиной и женщиной.

Психологические различия

Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, а женщине - баюкать дитя и поддерживать огонь в очаге. А.Гезель обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек - мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало различия: женщины по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи, однако общий показатель интеллекта у мужчин несколько выше. Восприятие и внимание к изменению деталей обычно лучше развиты у женской части популяции, однако при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. В.М. Русалов обнаружил различия в исследовании темпераментных особенностей. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, а у мужчин - показатели энергичности, пластичности и индивидуального темпа [23, 53].

Проявления эмоциональности можно представить в виде таблицы в сравнении [2]:

По сравнению с женщиной мужчина

По сравнению с мужчиной женщина

1.Рационален

1.Чувствительная

2.тверд

2.Гибкая

3.Решителен, склонен к риску

3.Эмоциональная

4.Уверен в себе

4.Отзывчивая

5.Сдержен

5.Тревожная

6.Агрессивен

6.Осторожная

7.Предприимчив

7.Сострадательна

8.Активен

8.Исполнительна

9.Индивидуалист

9.Старательна

10.Замкнут

10.Коллективистка

11.Молчалив

11.общительна

Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины - легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью, заботливостью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.