Рефераты. Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе






Гендерная вариативность речевого поведения

Женщины чаще говорят от первого лица, а мужчины в безличной форме. Женщины реже перебивают собеседника, говорят на более правильном, литературном языке. Их язык избегает фривольностей, резкости, подшучивания, обзываний, слэнга и т.д. женщины предпочитаю общаться инвертированным порядком слов, в их речи имеется больше незаконченных предложений, имеющий свой выразительный подтекст. Женский язык более точен. Как правило, фемининные индивиды бывают лучше ориентированны в названиях цветовой гаммы, в случае использования их в своей работе, а мускулинные личности по этой же причине пользуются терминами, связанными с различным техническим инструментарием. С целью демонстрации своей принадлежности к фемининной субкультуре люди довольно часто перенасыщают речь прилагательными. Обнаружено, что мужской речи свойственны: настойчивость, требовательность, авторитарность, стремление захватить инициативу в разговоре, агрессивность. Мускулинные индивиды, обозначая свою субкультуру, склоны к использованию грубой, ненормативной лексики. Однако в использовании ненормативной лексики мужчины и женщины могут демонстрировать гораздо больше сходства, чем различия, то есть это- вопрос гендерной идентификации, а не половой принадлежности [23,60].

Гендер и невербальные средства общения

Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербальном общении личности ее гендерная идентичность выражается через экспрессивность, невербальную чувствительность, пространственное и тактильное поведение. Во многих исследованиях принято считать женщин склонными к улыбке, чем мужчин, психологи пришли к выводу о том, что это невербальное проявление поведения также связано с гендерной идентичностью. Другой элемент невербального поведения - контакт глаз - также взаимосвязан с гендерными характеристиками. Женщины чаще и дольше смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения. При изучении тактильного поведения отмечено, что мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины чаще прикасаются друг к другу, их прикосновения более интимны [23, 62].

Взаимопонимание и гендер

Возникновение и успешное развитие отношений, как и процесса межличностного общения, возможно лишь в том случае, если между его участниками установлено взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают характеристики, чувства, намерение друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые складываются между ними, и способы, с помощью которых будет осуществляться совместная работа. Основными источниками формирования представлений о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, позволяет нам конструировать образ гендерной идентичности партнера. На интерпретацию внешнего облика партнера по общению влияет маскулинность- фемининность партнеров общения, проявляющиеся в их гендерной интерпретационной схеме, позволяющей наделять их определенными гендерными характеристиками и вписывать их в определенные модели гендерных отношений [23, 68].

Особенности морального сознания у мужчин и женщин

В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу - личную честность и уважение прав других. Проявления "мужской и женской" морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М. Рокича, российские женщины ответили " честности" 7-е место, а "правдивости"- 11-е. Мужчины "честность" поставили на 6-е место, а "правдивость" на 9-е. В США мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е и 2-е места.

У мужчин ложь и обман, как правило, бывают ситуативными: они точнее женщин могут описать ситуацию, в которых лгут, и отчетливо осознают, зачем, с какой целью они это делают. А поскольку они знают обстоятельства, в которых нарушают известную им моральную норму, то критичнее женщин относятся к собственной честности. Описывая сущность лжи и обмана, мужчины обычно дают когнитивную и моральную оценку суждений, не соответствующих объективной реальности. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление у них вызывает не искажение фактов, а ложь и обман (иногда свои, иногда чужие) с целью сокрытия или представлении в неверном свете подлинных мыслей и чувств [23, 69].

Сравним личностные качества, которые более развиты у мужчин и женщин, и представим в виде таблицы [2].

У МУЖЧИН

У ЖЕНЩИН

1. Логика

1.Интуиция

2. Обобщение

2.Анализ

3. Восприятие в целом

3.Внимание к детям

4. Склонность к абстракциям

4.Конкретика

5. Романтизм

5.Практицизм

6. Ориентация в пространстве и времени

6.Ловкость и чуткость рук

7. Техническая направленность

7.гуманитарная направленность

8. Мотив достижения успеха

8.Мотив отношения с окружающими

9. Стремление к лидерству

9.Умение подчиняться

10. Склонность к новаторству

10.Следовать правилам

11. Желание быть первым у женщин

11.Желание быть единственной

На основании таблицы мы можем сделать вывод, что личностные качества представляют собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей которые раскрываются в мужских и женских сферах деятельности.

Гендерные характеристики влияния

В процессе общения люди сознательно или неосознанно воздействуют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, которые сопряжены с гендерными характеристиками человека.

Спектр воздействия достаточно широк. Женщины с выраженной способностью личного влияния (впрочем, как и мужчины) отличаются от среднестатистической выборки своего пола и являются нетипичными женщинами. По отдельным своим свойствам они приближаются к среднестатистическим мужчинам. Исследователи данного феномена дают этому следующее объяснение: чтобы влиять на других людей, мужчинам и женщинам необходимо более широкий спектр свойств, включающий как мускулинные, так и фемининные черты. По мнению В.М. Погольши, именно андрогинность способствует более полному развитию и реализации социально- психологического потенциала личного влияния, позволяет наилучшим образом адаптироваться к окружающей обстановке, к конкретному человеку или ситуации и параллельно изменять их. Влиятельные женщины способны приобретать черты, свойственные противоположному полу. Так, женщины к своим женским чертам - пониманию, мотивации помощи, эмпатии, невротичности, общительности, добавляют черты, свойственные в целом мужской выборке в виде агрессивности, уверенности, мотива достижения [23, 77].

Таким образом, различия между мужчиной и женщиной - интеллектуальные, эмоциональные - существуют, но они скорее носят качественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, имеющие причинами как социокультурную действительность, так и биологическую природу. Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины сохраняют. Эта общая закономерность находит свое выражение в интеллектуальных различиях, в частности, в креативности.

Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно.

1.2 Духовно- нравственный портрет специалиста по социальной работе

Социальная работа представляет собой интегральное, целостное основание, включающее следующие структурно-содержательные компоненты: цель, действия, мотивацию, отношения коммуникацию.

Безусловно, обозначенные компоненты лишь дополняют содержательные характеристики социальной работы как вида профессиональной деятельности.

Важным компонентом личности специалиста по социальной работе как профессионала следует выделить такое качество, как социальная активность, которая находит отражение в развитии как в профессиональной подготовке, так непосредственно в его деятельности. Рассмотрим это интегральное качество личности в аспекте его профессионализации в период обучения. Выделенные уровни, безусловно, могут служить практико-методическим ориентиром в формировании и развитии личности социального работника как профессионала на различных жизненно-личностных этапах профессионального пути.

Социальная активность в своем развитии может быть реализована при осуществлении следующих задач:

1. Формирование мотивационных основ познавательной деятельности при обучении профессии на всех этапах педагогического процесса;

2. Развитие самостоятельности в приобретении профессиональных и прикладных знаний, необходимых для профессиональной деятельности.

3. Понимание, осмысление и обобщение получаемой информации; поиск дополнительной информации;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.