Рефераты. Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе






Нормативно-этические показатели: усвоил ли социальный работник этические нормы, стандарты, принципы, эталоны профессии, стали ли они личностно-принятыми; умеет ли он на практике осуществлять высокие эталоны профессии; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознавать ее значимость в обществе.

Закономерно, что профессиональная подготовка и этика социального работника выступают как органически единое целое. Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, так же как, не обладая внутренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом.

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности. В труде социального работника важно определить уже сложившийся базис профессионально обусловленных качеств личности, ее навыков, умений, знаний. Актуальный уровень профессионального развития - это те результаты, которые в настоящее время он получает в работе. Вместе с тем это и личностные ресурсы, которые он для этого применяет - знания, умения, качества личности. Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития. Социальный работник обычно имеет, хотя и не всегда осознает, большие потенциальные возможности, широкую зону ближайшего профессионального развития и саморазвития - это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у специалиста, либо проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.

Помочь социальному работнику увидеть зону своего ближайшего профессионального развития - важная задача руководителя по профессиональной аттестации, ибо при этом самооценивание, аттестация приобретают развивающий, стимулирующий характер.

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации, готов ли изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, изучать и принимать опыт коллег, проявлять профессиональную открытость. Наличие профессиональной открытости, потребности изучать и познавать теоретические и прикладные основы своей профессии, стремление к профессиональному и личностному самообразованию - важная характеристика профессионализма социального работника.

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии. Социальным работникам сегодня важно убедить общество, государственные и общественные структуры в значимости результатов своего труда; уметь вступить в конкурентные отношения на рынке социальных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы; искать внутренние резервы в самой профессии.

Преемственность и сочетание с предыдущими показателями наблюдается в следующей группе, характеризующей показателей технологического плана. Они позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельность в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалиста социальной работы. К ним, прежде всего можно отнести показатель владения практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека. Данный показатель носит исследовательский, профессионально-технологический характер и взаимосвязан с развитием профессионального сознания и самосознания социального работника. Умение анализировать себя, свои действия и поступки, осознавать результаты, успехи, недостатки и неудачи - необходимый компонент наличия профессионализма личности и деятельности.

В ряде зарубежных исследований актуализируется и такой показатель профессионализма, как профессиональная объективность и нейтралитет. Если социальный работник слишком "солидаризируется" с ситуацией клиента, то существует опасность потерять перспективу и объективность в отношениях, в поиске и определении оптимальных методов и приемов социальной помощи человеку, клиенту. И, наоборот, недостаточная заинтересованность социального работника в решении проблемы клиента не вызывает у него эмоциональную энергию, необходимую для изменения, разрешения или выхода из данной ситуации. Профессионализм социального работника выражается в умении сохранять баланс контролируемого эмоционального включения в практическую ситуацию.

Следующий существенный показатель профессионализма социального работника заключается в предвидении, активизации и использовании возможностей клиента, в задействовании механизма включения самопобудительных, самостимулирующих средств, форм, методов клиента, в оказании ему помощи в их использования для решения той или иной проблемы. Профессионализм социального работника заключается не столько в привнесении нуждающемуся человеку средств помощи "извне", сколько в умении помочь включить его собственные ресурсы, потенциалы выхода из создавшейся сложной ситуации, проблемы.

Качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом также характеризует профессионализм, мастерство социального работника.

В практике социальной работы часто сложно определить различие между качеством оказанной услуги (помощи, поддержки) и качественно-эффективным уровнем взаимоотношений, складывающихся между клиентом и социальным работником. Характер взаимоотношений (который часто позволяет получать "обратную связь" - клиент - социальный работник), их адекватность и соответствие этическим нормам и принципам - один из показателей качества и результативности социальной работы.

Позиция "полномочного партнерства" побуждает социального работника "владеть ситуацией", видеть разницу между ролью "поддержки и заботы" и ролью "регулирования и контроля" и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения. Многое в данном аспекте зависит от конкретной личности социального работника, шкалы его нравственных и профессиональных ценностей, но здесь важным компонентом выступает и культура организации (службы, агентства, бюро) в целом, которую представляет конкретный специалист.

Рассмотренные показатели профессионализма личности и деятельности социального работника носят элементы технологии и, безусловно, не являются объективно-полными, исчерпывающими. Вместе с тем они дополняют характеристику профессионализма социального работника, отражая в большей степени профессионально-личностную сторону данного явления.

В процессе исследования мы смогли выделить показатели профессионализма личности и деятельности социального работника, отражающие его с точки зрения параметра инновационности. Это индивидуальность, творчество и новаторство.

Рассматривая индивидуальность в профессии, можно отметить одну из главных закономерностей профессионально-личностного развития; идентификацию личности и профессии. Личностно-индивидуальные качества, свойства и черты помогают социальному работнику раскрыть себя в профессии гак, что все биологическое и психическое личностное своеобразие переходит в своеобразие профессиональное, делая неповторимой манеру работать, проявлять свой стиль, индивидуально-профессиональный "почерк".

Индивидуально-творческий показатель отражает следующее: стремится ли человек индивидуализировать свой труд, привнося в него творческий компонент; самореализовывает ли в нем свои личные потребности, потенциал; развивает ли себя средствами профессии, обогащает ли ее личным творческим вкладом.

В специалисте социальной работы особо ценятся индивидуальность, творчество, новаторство в применении различных технологий, при социальной помощи, поддержке, реабилитации различных категорий населения, наличие у социального работника индивидуального "почерка", стили деятельности очень значимо.

По своему инновационному потенциалу нововведения под разделяются на модифицирующие, комбинаторные и радикальные (А. И. Пригожий). Эту классификацию можно приме нить к новаторству как показателю профессионализма личности и деятельности социального работника. Модифицирующие нововведения в практике социальной работы означают использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной по мощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.

Комбинаторные - это нововведения, означающие индивидуально-личностную позицию социального работника в выработке и применении на практике различных методов и приемов, которые наиболее эффективны для данной ситуации, проблемы, задачи. Радикальные нововведения состоят в отказе и укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу, тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации.

Так, к ним можно отнести широко популярный принцип социальной работы в мировой практике: принципы самопомощи, активизации сил и возможностей самого человека (клиента) в решении проблемы. У нас этот принцип только начинает широко использоваться в деятельности некоторых специалистов социальной работы, профессионалов, что характеризует его особую ценность и значимость в социальной помощи и поддержке человека.

Итак, профессионалом можно считать социального работника, который:

- соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;

- личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально обусловленные качества личности, профессиональную компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;

- достигает желаемых сегодня обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;

- использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;

- выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осознает ее значимость в обществе;

- привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;

- осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального развития, делает все для их реализации;

- имеет постоянное стремление к профессиональному росту, мастерству, осознавая роль и значимость профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.