Рефераты. Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе






Понятие "профессионализм" отсутствует сегодня в словарях и энциклопедиях. Ряд исследователей описывают данное понятие в следующих дефинициях. А. А. Бодалев считает, что это "не только яркое развитие способностей, но и глубокие, и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности". Таким образом, профессионализм - это высокий и устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющих достигать наибольшего эффекта в профессиональной деятельности.[3, c. 12]

В.Г. Зазыкин рассматривает "профессионализм" как своеобразную норму регуляции поведения и деятельности, накладывающую на субъекта деятельности определенные обязательства. Он считает, что профессионализм связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов. [8, c. 24]

И.Д. Багаева полагает, что "профессионализм - это качественная характеристика субъекта деятельности - представителя той или иной профессии. Профессионализм деятельности определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Мера этого владения у разных людей различна".

Профессиональное "акме" - это кульминация, пик, оптимум в профессиональном развитии человека на данном отрезке жизненного пути. Б. Г. Ананьев под кульминацией понимал момент наивысшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей. Фазы кульминации зависят, по Б. Г. Ананьеву, от времени и объема деятельности с момента старта, а старта - от уровня методов профессиональной подготовки.

"Пики" в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя "акме", подъемы в развитии одних сфер психики могут стать источником, катализатором для появления "акме" в других сферах).

А.К. Маркова выделила 5 уровней профессионализма:

1. Допрофессионализм. На этом уровне человек выполняет некоторые трудовые действия, не являясь профессионалом. Иными словами, так работает новичок, не овладевший еще трудовыми навыками, не знающий норм и правил профессии. Такой уровень обычно проходят все люди в процессе своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) могут оставаться на нем долгие годы.

2. Профессионализм. На этом уровне человек находится большую часть своей жизни, приобретает профессиональные качества. Так, он усваивает нормы и правила профессии, выполняя задачи исполнителя и работая по инструкции, затем, овладев специальностью и квалификацией, осуществляет квалифицированную деятельность. Далее, по мере развития мотивационной сферы человек начинает более сознательно относиться к своему труду. Усвоив профессиональные нормы, он повышает результативность своего труда, осознает себя как профессионал, самоутверждается как специалист и стремится повысить свою квалификацию. Понятно, что столь сложная метаморфоза происходит в течение длительного времени, причем у всех людей по-разному.

3. Суперпрофессионализм. На этом уровне профессиональная деятельность достигает своего расцвета. Для него характерны наиболее высокие достижения и значительные творческие успехи. Человек становится творцом и как бы выходит "за пределы профессии", обогащая ее своим личным вкладом,

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). При этом, в отличии от допрофессионализма, когда у работника еще довольно активной трудовой деятельности, однако человек либо выполняет неэффективную, не соответствующую нормам и требованиям работу, либо прикрывает своими действиями отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этого уровня достигают все люди пенсионного возраста и переживают его в разной степени. Человек может либо оказаться просто "профессионалом в прошлом", либо стать желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, открыть новые грани профессионализма, помочь другим людям и духовно обогатить их. [11, c. 261]

Профессионализм как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности.

Важным условием развития личности, ее профессионализма в деятельности выступает аспект критериальности. Для характеристики профессионализма целесообразно использовать несколько критериев. Критерии, показатели и характеристики профессионализма - тема для самостоятельного исследования.

Разрабатывая характеристику показателей профессионализма социального работника, мы обратились к работе А. К. Марковой, которая рассматривает критерии профессионализма учителя. [12, с. 41]

Исследуя акмеологические направления, мы выделяем следующие показатели зрелости личности профессионала:

- понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии;

- способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта;

- проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развития и следовать ему;

- максимальное использование человеком своих возможностей и их компенсация;

- выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности как сочетание профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека;

- адекватность и экономичность поведенческих профессиональных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению;

- способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия;

- умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки;

- способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как профессионалу;

- использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс;

- способность к выработке индивидуального профессионального оптимума.

Анализ исследований по данной проблеме, позволил выделить следующие группы показателей профессионализма личности и деятельности социального работника:

- показатели объективного и субъективного характера;

- процессуально-результативные показатели;

- нормативно-этические показатели;

- показатели наличного базиса;

- прогностические показатели;

- показатели профессиональной обучаемости;

- показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе;

- технологические показатели;

- показатели инновационного характера.

Все названные группы показателей профессионализма взаимно дополняют друг друга. Представим их краткую характеристику.

Объективные показатели: соответствие человека требованиям профессии, его реальный вклад в социальную практику; решение и разрешение проблем клиента, семьи, оказание помощи, поддержки, реабилитации различным категориям населения. Наличие профессиональных знаний и умений, способствующих осуществлению посреднической миссии между личностью и государственными структурами, формирование качеств организатора, координатора и технолога социальной защиты человека, овладению искусством влиять на социальную политику в обществе, регионе, прогнозировать ее.

Субъективные показатели: соответствие профессии требованиям личности, ее интересам, мотивам, склонностям, степени удовлетворения человека своей профессиональной деятельностью; устойчивая профессионально-гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентации; совокупность необходимых профессионально обусловленных качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.

Таким образом, единство объективных и субъективных показателей социального работника-профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

Результативные показатели: достигает ли личность желаемых результатов в своем труде. В современной социальной практике можно выделить два основных вида оценок деятельности работающих специалистов: прямые (или оценки результатов труда) и косвенные (оценки деятельности работника по качествам). Во втором случае речь идет о факторах, характеризующих самого социального работника и связанных с результатами его деятельности функциональной зависимостью. В роли таких факторов рассматривают квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества социального работника. Прямой мерой эффективности работы, профессионализма социального работника могла бы быть оценка развития у клиента навыков самоорганизации, саморегуляции и целенаправленности. Соответственно, косвенными мерами эффективности деятельности, профессионализма могли бы выступать любые качества, функционально связанные со скоростью и легкостью формирования данных навыков у клиентов.

Тем не менее, при наличии "хорошо сформулированной конечной цели" деятельности и отсутствии адекватных количественных методов анализа воздействий социального работника на деятельность клиента прямая оценка эффективности труда социального работника оказывается невозможной.

В целом критериями эффективности деятельности социального работника могут быть: анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения; динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности и активности. Динамика в отношении населения к социальной деятельности; динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям; результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме; оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме; уровень профессионального роста социального работника как специалиста. [4, с. 132]

Процессуальные показатели: использует ли человек при достижении своих результатов в деятельности современные методы, приемы, технологии социальной работы.

В деятельности социального работника, имеющего дело с людьми, особенно велика роль именно процессуальных показателей. К ним мы относим всё, что характеризует психолого-технологический процесс труда: как работает специалист, какие применяет профессиональные знания, умения, приемы, техники, технологии, какие использует в процессе труда личностные качества; как использует различные функциональные роли (посредника, консультанта, организатора, эксперта, адвоката и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.