Итак, профессионалом социальной работы, можно считать:
- соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;
- личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально обусловленные качества личности, профессиональную компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;
- достигает желаемых сегодня обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;
- использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;
- выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осознает ее значимость в обществе;
- привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;
- осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального развития, делает все для их реализации;
- имеет постоянное стремление к профессиональному росту, мастерству, осознавая роль и значимость профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;
- достигает необходимого уровня профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;
- социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о необходимости внимания общества к социальной политике, практике, к профессии, ее статусу; ищет резервы решения профессиональных, социальных проблем; осознает условия и требования конкуренции социальных услуг и др.
В достижении "акме" нами выделены следующие условии и закономерности: целостность, единство личности и деятельности, непрерывность и взаимообусловленность их развития, активность личности в данном процессе.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Методика изучения коммуникативных способностей
Вопросы
1.Всегда ли вы планируете результат (цель)
предстоящего разговора с человеком этапы и способы его достижения?
7
6
5
4
3
2
1
2.Часто ли вы подбираете для разговора с человеком факты, доводы и аргументы, соответствующие особенностям его личности и профессии?
3.Способны ли вы разговаривать, раскрепостить человека, создать у него конструктивный, продолжительный настрой на предстоящий разговор?
4.Умеете ли вы по мимике, интонации, позе человека определить его желание продолжить начатый разговор?
5.Если ваш собеседник находится в возбуждённом состоянии, можете ли вы помочь ему справиться с ним, чтобы оно не мешало разговору?
6.Если вы сами находитесь в состоянии излишнего эмоционального напряжения, умеете ли вы снизить его, не прерывая разговора с собеседником?
7.Можете ли вы выяснить искреннее отношение человека к предложенной теме или проблеме?
8.Знаете ли вы, какие именно аргументы и факты могут убедить данного человека принять нужное вам решение?
9.Умеете ли вы говорить так, чтобы человек воспринимал ваши слова и мысли без внутреннего сопротивления и искажения?
10.Можете ли вы получить принципиальное согласие человека по интересующему вас вопросу?
11.После окончания диалога говорите ли вы собеседнику о вашем впечатлении от разговора и его результатах?
12.Если вам нравится, как ведет диалог ваш собеседник, говорите ли вы ему об этом?
13.Если какие-то аспекты поведения собеседника вас сильно отвлекают от цели или мешают вам сосредоточиться, можете ли вы скорректировать его поведение, не вызывая при этом у него агрессии?
14.Умеете ли вы управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент?
Приложение Б
Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность»
№№
Да
Нет
21
41
61
22
42
62
23
43
63
24
44
64
25
45
65
26
46
66
27
47
67
8
28
48
68
9
29
49
69
10
30
50
70
11
31
51
71
12
32
52
72
13
33
53
73
14
34
54
74
15
35
55
75
16
36
56
76
17
37
57
77
18
38
58
78
19
39
59
79
20
40
60
80
Список использованных источников
1. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М.: Изд-во «Логос», 1994. - 645с.
2. Бодалев А.А. Акмеология как учебная дисциплина. М.: ВЛАДОС, 1999. - 332с.
3. Бодалев А. А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. - 1993. - № 5. - С. 12-13.
4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Изд-во «Аргус», 1994. - 442с.
5. Доэл. М., Шадлоу С. Практика социальной работы: Упражнения и методические разработки для обучения и повышения квалификации социальных работников. - М.: Изд-во РАГС, 1995. - 478с.
6. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Социологический портрет будущего специалиста социальной работы.// Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. - С. 10 - 11.
7. Змеев С.И. Андрогогика: становление пути развития// Педагогика. - 1995. - №2. - С. 65-66.
8. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы.// Вопросы психологии. - 1981. - №2. - С. 24-26.
9. Кузьмина Н.В., Деркач А.А. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Изд-во РАУ, 1993. - 293с.
10. Курбатов В.И., Поручник И.Ф. Теория и практика общения (коммуникативная профессиограмма социального работника)// Российский журнал социальной работы. - 1995. - №1. - С. 82-87.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. Учебник/ Отв.ред. П.Д. Павлов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 395с.
12. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. - 1995. - №6. - С. 41-48.
13. Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 208с.
14. Никитин В.А. Социальная работа: Проблемы теории и подготовки специалистов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во «Норма», 2002. - 298с.
15. Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 395с.
16. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.; Под ред. Н.Ф.Басова. - 2-е изд, испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 288с.
17. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М.Панова и Е. И. Холостовой. М.: Изд-во ПРАВДА, 1997. - 708с.
18. Теория и методика социальной работы. / Под ред. В.И.Жукова, М.: Изд-во «Аспект - Пресс», 1995. - 384с.
19. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Изд-во «Норма», 1994. Т I. - 749с.
20. Топчий Л.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника.// Российский журнал социальной работы. - 1995. - №5. - С. 5 - 6.
21. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 432с.
22. Холостова Е.И. Социальная работа. Учеб. пособие. М., Изд-во РАУ. 2004. - 433с.
23. Шапиро Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, подготовка // Социальная работа. - 1992. - №5. - С. 13-16.
24. Шмелёва Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 196 с.
25. Шмелева Н.Б. Профессиональная подготовка студентов - будущих специалистов по социальной работе (Акмеологический подход)// Российский журнал социальной работы. - 1996. - №1. - С. 109-113.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10