Рефераты. Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе






Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Анализ теорий профессионального становления личности

2 Профессионализм личности и деятельности социального работника

2.1 Подготовка специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе

2.2 Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника

3 Методы диагностики профессионализма

3.1 Методика изучения коммуникативных способностей

3.2 Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А Методика изучения коммуникативных способностей

Приложение Б Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность»

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Закономерность институирования социальной работы на современном этапе в нашем обществе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономических основ, рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи. Все это приводит к развитию и активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также острую необходимость развития института социальной работы, профессиональную подготовку и переподготовку профессиональных кадров, специалистов социальной сферы.

За период профессионализации социальной деятельности активно обозначился интерес к проблемам не только становления и развития социальной работы, но и к личности профессионала, его особенностям, качествам и свойствам, его готовностью к деятельности и своему развитию.

В свое время Н. В. Сперанский писал, что "развитие профессионального образования зависит не только от личностных особенностей, но и от жизненных целей, уровня развития народа, экономических условий, и поэтому изучение профессионализма всегда было и будет труднейшим отделом исследования в области образования. В то же время только профессиональное образование (в отличие от начального и общего) и достижение мастерства дают возможность внутреннему удовлетворению и осознанию своей индивидуальности и объясняют необходимость не ограничиваться в работе только запросами конкретного дня, а стремиться к формированию всесторонне развитой личности".

Проблема профессиональной подготовки заключается в том, что не каждый человек может заниматься деятельностью социального работника это связанно с постоянными психическими и эмоциональными напряжениями. Крайне важно корректировать процесс обучения, повышения квалификации и психологической устойчивости социального работника, что позволит улучшить социальное положение граждан в Российской Федерации.

Объект исследования является развитие личности социального работника.

Предметом являются сущностные показатели профессионализма специалиста по социальной работе.

Целю, данной работы является определение акмеографических инвариантов деятельности специалиста по психосоциальной работе.

Данная цель предполагает рассмотрение следующих задач:

- проанализировать теории профессионального становления личности;

- рассмотреть профессионализм личности и деятельности социального работника;

- изучить подготовку специалиста как первый этап профессионально-личностного развития и формирование специалиста по социальной работе;

- изучить показатели профессионализма личности и деятельности социального работника;

- изучить методы диагностики профессионализма социального работника.

Данная курсовая работа состоит из трёх глав. В первой главе описываются теории профессионального становления личности, и проводится анализ данных теорий.

Вторая глава содержит два подраздела. В первом подразделе рассматриваем технологии подготовки профессионала в социальной работе как личность и развитие её. Во второй изучение показателей профессионализма личности и деятельности социального работника. Например, такие как:

- нормативно-этические показатели;

- технологические показатели;

- показатели профессиональной обучаемости и т. д.

А третья рассматривает две методики диагностики профессионализма социального работника как специалиста, это:

- методика изучения коммуникативных способностей;

- методика «Личностная агрессивность и конфликтность».

Одни из первых в России, которые рассматривали «выбор профессии с позиций деятельного подхода», разрабатывали в своих трудах С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и т.д.

В данной работе рассматривались труды таких русских ученых как:

- Б.Г. Ананьев;

- А.А. Бодалев;

- Н.В. Кузьмина;

- Т.В. Кудрявцев;

- О.С. Анисимов;

- А.А. Деркач;

- Н.В. Кузьмина;

- А.И. Пригожий;

- В.Г. Зазыкин;

- И.Д. Багаева;

- А.К. Маркова и многие другие.

Труды зарубежных ученых:

- Дж. Холланд;

- А. Рой;

- Э. Шпарнгер;

- К. Уокер;

- Д. Сьюпер;

- Ш. Бюллер и т.д.

1 Анализ теорий профессионального становления личности

Понять личность можно в ее предметных, социальных связях, которые изменяются и развиваются в реальных жизненных циклах. Личность, как отмечал Б. Г. Ананьев, всегда моложе "индивида" в одном и том же человеке. История личности ли ее жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, начинается, однако, много позже. Развитие личности проявляется в смене ее общественных функций, ролей и состояний. Наступление зрелости человека как индивида, личности, субъекта познания и труда по времени не совпадает.

В ходе исследования выявлена и обоснована тенденция целостности и непрерывности профессионально-личностного развития специалиста социальной работы. Эта тенденция отражает противоречие между сложившимися образованиями личности и внешними условиями ее жизнедеятельности. Для разрешения этого противоречия необходимо обеспечить единство довузовского, вузовского и послевузовского этапов подготовки и профессионального функционирования социального работника, их гибкость, динамизм и преемственность.

Основным диалектическим противоречием профессионального развития является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями, нормами, стандартами профессиональной деятельности, обусловливающей дальнейшее развитие личности через интеграцию ее различных свойств. Каждая стадия личностного развития знаменуется своим типом задач - познавательных, нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых и др., а также и специфическими способами их решения. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов, стратегий и тактик, а также в виде профессионально обусловленных качеств личности. С этих позиций профессиональное развитие личности характеризуют качественные изменения ее структуры и содержание решения профессиональных задач.

Развитие человека, если иметь в виду развитие отдельного человека, есть необратимое, направленное, закономерной изменение его как индивида - сложнейшего живого организма со всеми входящими в него системами как личности. Ядром, которой являются отношения человека к разным сторонам действительности, и как субъекта, структуру которой составляют и индивидные, и личностные образования - опять же, прежде всего отношения. Но еще и способности, проявляющиеся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений в тех деятельностях, которыми человек занят. Так, в его организме постоянно происходя изменения, которые обратимы, которые лишены направленности или которые не носят закономерного характера. И тог да эти изменения не означают развития и не работают на него.

То же относится к изменениям и в личностной сфере человека. Если они несут в себе характеристики обратимости ненаправленные и незакономерны, они тоже лишены качества развития. Сказанное имеет прямое отношение и к развитию человека как субъекта. Не все изменения, происходящие в нем при выполнении разных видов деятельности, можно квалифицировать как развитие.

Вместе с тем, трактуя формирование и развитие как процесс накопления количественных изменений, ведущих к качественным перестройкам в функционировании систем организма человека. В отношениях человека к действительности, в нем, как в субъекте познания, общения и труда, который имеет прогрессивный характер, абсолютизировать это положение никак нельзя, поскольку даже при упрощенном прослеживании основных тенденций этого процесса отчетливо видно, что для первой половины жизни человека, включая его взрослость, как правило, характерно развитие по восходящей. А затем все определеннее дают себя знать инволюционные изменения. Они идут и в организме человека и распространяются на его психику.

Рассмотрим целостность и непрерывность профессионально - личностного формирования и развития в отечественной теории и зарубежных исследованиях, которые ведутся в различных направлениях:

1) дифференциально-диагностическом;

2) психоаналитическом;

3) в рамках теории решений;

4) в рамках теории развития;

5) типологическом. [14, с. 110]

В системе постулатов первого направления можно выделить следующие:

- каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего, профессионально-значимым, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

- профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;

- профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет диспозицию индивидуальных качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.[14, с 115]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.