На товарность молока, немаловажное значение оказывает качество производимой продукции: содержание белка, жира, кислотности, бактериальной обсемененности, механической засоренности, сортам, абсолютным выходом масла и белка, наличием ингибирующих и нейтрализующих веществ.
На следующем этапе данной работы рассмотрим экономическую эффективность производства и реализации молока (таблица 7).
Таблица 7
Эффективность производства и реализации молока
Показатели
Годы
Изменения (+\-) 2007г. года к 2006 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Количество проданного молока, ц
846
808
790
-18
Средняя цена реализации 1 ц, руб.
463,5
470,6
478,6
8
Выручка от реализации, тыс. руб.
392
380
378
-2
Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб.
367
353
314
-39
Прибыль (+), убыток (-) от реализации, тыс. руб.
25
27
64
37
Уровень рентабельности, %
6,8
7,6
20,4
12,8
Из данной таблицы видно, что в отчетном году выручка от реализации молока составила 378 тыс. руб., что на 14 тыс. руб. меньше по сравнению с 2005 годом. Уменьшение размера выручки связано, прежде всего, с сокращением количества реализованного молока в 2007 г. на 18 ц по сравнению с 2006 г.
В СПК «Верхтаркский» молоко производится хорошего качества, так как зачетная масса выше натуральной. В связи с этим увеличивается выручка, дополнительно полученная за счет сдачи молока жирностью выше базисной. Качество молока создается в процессе производства, а учитывается только при реализации и потреблении. Рентабельность является, характеризующим экономическим показателем, определяющим эффективность производства. В нем отражаются результаты затрат не только живого и прошлого труда, но и качество реализуемой продукции, уровень организации, производства и управления.
Молоко используется не только в натуральном виде, но и служит многокомпонентным сырьем для перерабатывающих предприятий. К качеству молока на всех стадиях предъявляют высокие требования. Сохранение его естественных свойств на пути от фермы до потребления дело не легкое, потому что молоко является питательной средой для развития бактерий.
В понятие качества молока включается его биологическая ценность, химический состав, санитарно- гигиеническое состояние, технические свойства. В частности, при заготовке коровьего молока контролируется содержание жира, бактериальная обсемененность, кислотность, чистота, температура. Для хозяйства сейчас большое значение имеет показатель жирности молока. В план сдачи засчитывается молоко с учетом базисной жирности, которая дифференцирована по регионам.
Основным каналом реализации молока для хозяйства является продажа его местному маслозаводу ЗАО «Верх-Тарский».
Процесс реализации молока хозяйством осуществляется с помощью договоров на закупку и доставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Производство организуется с единственной целью - реализовать производимый продукт. Реализация продукции с возвращением издержек в денежной форме является завершающим этапом деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Таблица 8
Характеристика канала реализации молока
Канал реализации
Объем продаж, ц
Цена реализации 1ц., руб.
Себестоимость 1 ц., руб.
Рентабельность, %
ЗАО «Маслозавод Верх-Тарский»
741
570,6
513
30,2
В 2007 году в хозяйстве реализовано 741 ц молока по средней цене за 1 ц 570 руб. 60 коп. Себестоимость 1ц молока составила 513 руб. Следовательно, при реализации 1 ц молока хозяйство получило прибыль в размере 57 руб. 6 коп. Рентабельность молока составила 11,2 %, что является средним результатом.
Результат реализации организаций и предприятий зависит от того, какие цены будут установлены ими.
Внутри хозяйства реализация молока возможна лишь в небольших объемах.
Результат реализации в государственные фонды зачастую зависит от того, предоставляются дотации государством или нет.
Отсюда и вытекает необходимость переработки молока внутри колхоза, за счет чего можно расширить ассортимент продукции. Плюс оказывает влияние и большое число производителей, более широкие границы рынка, а так же то, что молоко реализуется напрямую потребителю, минуя дополнительные уровни распределения.
Специфика сельскохозяйственного производства практически не позволяет обеспечить товарность продукции, равную 100%, но одна из важных задач сельского хозяйства - сократить неоправданное использование продукции внутри хозяйства. Т. к. затраты, произведенные на эту продукцию переносятся на продукцию, продаваемую хозяйством, что повышает, в свою очередь, себестоимость продукции и снижает прибыль, получаемую хозяйством от реализации товарной продукции. Практически вся продукция растениеводства остается в хозяйстве в виде кормов, которые занимают в структуре себестоимости животноводческой продукции около 70%.
Отрасль животноводства отличается высокой товарностью. Большая часть продукции реализуется по каналам реализации. При анализе использовании молока необходимо рассмотреть основные направления использования, влияющие на товарность продукции.
3.3 Основные направления повышения производства и реализации молока
Основным источником резервов увеличения производства продукции в животноводчестве является увеличение продуктивности животных.
Основным источником роста продуктивности животных является повышение уровня их кормления и сокращение сервис и сухостойного периодов.
Таблица 9
Резерв увеличения продукции за счет повышения уровня использования кормов
Вид продукции: молоко
1.Фактический выход продукции, ц
897
2.Плановый выход кормов на 1ц. продукции, ц к ед.
1,12
3.Расход кормов на фактический выход продукции по плановым нормативам, ц к ед.
648,6
4.Фактический расход кормов , ц к ед.
656,8
5.Перерасход кормов, ц к ед.
8,2
6.Возможный дополнительный выход продукции. ц.
9,2
7.Средняя цена реализации. 1 ц. руб.
570
8.Выручка от дополнительно полученной продукции. тыс.руб.
5244
Анализ данной таблицы показал, что перерасход кормов в 2007 году составляет 8,2 ц/ед, а это значит, что возможен дополнительный выход продукции, который составил 9,2 ц, что в свою очередь дает возможность получить выручку в размере 5244 рублей.
Рассмотрим следующий источник роста продуктивности животных - увеличение продукции за счет сокращения сервис-периода.
Таблица 10
Резерв увеличения продукции за счет сокращения сервис-периода
Вид продукции
Среднего-довое поголовье коров
Период дней
Недобор продукции, ц.
факт
Возмо-жный
Умень-шение
В натуре
От всего поголовья в ценах фактической реализации, тыс.руб.
За 1 день
От всего пого-ловья
Сервис-период
молоко
103
69
90
11
0,7
46,5
27,9
Сухостойный период
120
60
0,3
26,7
16,04
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7