В рыночных условиях торговля и перерабатывающие предприятия выигрывают конкурентную борьбу с сельскохозяйственными производителями в качестве прямого поставщика готовой продукции. Затраты на переработку сельскохозяйственного сырья в пищевой промышленности, как правило, значительно ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях, имеющих собственные цеха по переработке продукции. (6,с.17)
Прохождение отдельных аграрных продуктов через стадию оптовой торговли в определенной мере зависит от территориального разделения мест производства, розничной торговли и от дифференциации продуктов. Так, если раньше молочные заводы поставляли свою готовую продукцию непосредственно в розничную торговлю, то в настоящее время они используют и такое промежуточное звено, как оптовая торговля.
Система оптовых продовольственных рынков призвана решать следующие задачи:
- бесперебойно и круглосуточно снабжать населению высококачественными продуктами питания;
- обеспечивать устойчивый выход сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей их продукции на конкурентоспособный рынок;
- повышать эффективность распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах;
- способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю;
- упрощать взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами.
Все это необходимо учитывать при создании конкурентоспособного рынка сельскохозяйственной продукции.
Производители сельскохозяйственной продукции реализуют её по разным каналам. Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или поручают передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потребителей.
Одним из каналов реализации сельскохозяйственной продукции, который широко распространился за годы экономических реформ и аграрных преобразований, является посредник, или посреднический канал. Посредник освобождает производителей от работ по сбыту, хотя скупают продукцию по относительно низким ценам и делают большие наценки на товар, повышая оптовые и розничные цены. Закупив продукцию у производителя, посредники выполняют далее функции по транспортировке, хранению, отчистки, подработке, упаковке. Канал реализации продукции через посредников является косвенным.
Реализация сельскохозяйственной продукции может осуществляться по прямым связям на локальный рынок, в магазины, перерабатывающим предприятиям, по социальным каналам, работникам предприятия. При этом потребитель сам собирает выращенную продукцию. Такие каналы реализации называются прямыми. Преимущества здесь заключаются в сокращении потерь, в большей гарантии сбыта и снижении напряженности в использовании труда.
Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельскохозяйственного предприятия является сложной проблемой как в организационном, так и в экономическом аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции.
Основным каналом реализации сельскохозяйственной продукции является продажа её государству в федеральный и региональный фонды. Проявляется тенденция снижения объемов реализации в эти фонды, несмотря на повышение закупочных цен со стороны федеральных и региональных организаций, предварительное авансирование предстоящих закупок, доплаты за качество, возмещение затрат на транспортировку продукции и другие приемлемые для производителей договорные условия, в частности, взятие в залог. (18,с.25)
Выбор пути реализации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затратами, которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Трансакционные затраты представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров, заключению контрактов, а также защите прав собственности. Уровень трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологии его производства, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров по обмену и др.
На снижение трансакционных затрат существенное влияние оказывают:
- наличие системы информационных рынков. Быстрое получение необходимой информации о рынках сбыта является основанием для успешной адаптации производства данного вида продукции в рыночную систему;
- обеспеченность товаропроизводителей законодательными актами и другой юридической и нормативной документацией. При любом развитии правовой системы повышается риск активности обмена, а следовательно, возрастают затраты, связанные с реализацией продукции;
- возможность перемещения продукции в экономическом пространстве. В процессе торговли между странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок для заключения договоров по реализации продукции и налаживания контактов с партнерами.
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика СПК «Верхтаркский»
2.1. Характеристика местоположения, природно-экономических условий, размера и специализации предприятия
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Верхтаркский» в настоящих границах существует с 1959 г. Его землепользование состоит из основного участка, расположенного в восточной части Кыштовского района и участка долгосрочного пользования площадью 591 га, расположенного в Северном районе.
Административно-хозяйственный центр размещен в селе Верх-Тарка, в 67 км от районного центра, в 237 км от ближайшей железнодорожной станции Чаны и в 642 км от областного центра г. Новосибирска.
Пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции для данного хозяйства является: зерна - с. Кыштовка (67 км), мяса - с. Кыштовка, ст. Чаны (237 км). Пунктами снабжения являются: минеральными удобрениями - ст. Чаны, стройматериалами - ст. Чаны.
Связь с вышеуказанными пунктами осуществляется по дорогам общего пользования. Они представлены: дорогой Кыштовка - Чаны, дорогой районного значения Верх-Тарка - Кыштовка. Общая протяженность дорог общего пользования по территории хозяйства 17,5 км, с твердым покрытием дорого нет. Центральная усадьба и усадьбы других производственных подразделений обеспечены подъездами на дороги общего пользования. Главные внутрихозяйственные дороги, соединяющие усадьбы производственных подразделений с центральной, в основном подняты, но без твердого покрытия и не обеспечивают нормального движения транспорта в периоды повышенного увлажнения грунтов. Планируется улучшение дорог общего пользования.
По почвенно-климатическому районированию Новосибирской области хозяйство находится в зоне подтайги низменности. По данным ближайшей метеостанции с. Кыштовка в Кыштовском районе сумма температур воздуха выше 10° равна 1940, среднегодовая температура воздуха - 0,8°, среднегодовое количество осадков - 409 мм, гидротермический коэффициент 1,4.
Рельеф территории хозяйства равнинный с крайне слабой дренированностью и сильной заболоченностью в понижениях. Гривы на территории хозяйства занимают незначительную площадь.
Равнинность территории, слабый сток и незначительная дренированность способствуют излишнему увлажнению почв. В зависимости от рельефа находится почвенный покров. Все повышенные элементы рельефа с пахотнопригодными почвами в хозяйстве в основном распаханы. Пониженные - используются как кормовые угодья. По выходу кормовых единиц сельскохозяйственные угодья характеризуются следующим образом (в баллах): 10,5 против 11,3 по району. Балл по свойствам и признакам почв соответственно 68,6, 78,5. Эти показатели объясняются наличием следующих основных типов и подтипов почв в хозяйстве:
- серые 6553 га (20,7%)
- черноземы 209 га (0,6%)
- лугово-черноземные 2245 га (7,1%)
- дерново-подзолистые 6393 га (20,2%)
- луговые 4894 га (15,4%)
- болотные 6407 га (20,2%).
Залесенность и закустаренность территории хозяйства составляет 49%. Лесом и кустарником занято 15693 га.
Интенсификация земледелия в данном хозяйстве требует самого широкого внедрения зональной технологии возделывания сельскохозяйственных культур с учетом местных почвенно-климатических и материально-технических ресурсов.
Размер и структура сельскохозяйственной продукции характеризует специализацию и размер выручки. Специализация любого хозяйства рассчитывается через коэффициент товарного сосредоточения, который находится по формуле:
где Yt - удельный вес товарной продукции в %;
n - порядковый номер при ранжировании удельного веса.
Выводы о специализации данного хозяйства можно сделать поданным таблицы 1.
Таблица 1
Расчет коэффициента товарного сосредоточения
Вид продукции
Выручка от реализации, тыс. руб.
Уд. вес, % (Yt)
n
Yt(2n-1)
2005 г.
2006 г.
2007 г.
в среднем
Пшеница
394
854
659
635,7
56,4
1
Прочая продукция
87
69
73
76,3
6,8
4
47,6
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде
24
19
14
1,7
5
15,3
Итого по растениеводству
505
942
746
731
64,8
х
Мясо КРС
114
97
107
106
9,4
3
47
Молоко
392
380
378
383
34,0
2
120,3
16
12
13
13,7
1,2
6
13,2
Итого по животноводству
427
389
498
(исправл. ошибка)
44,1
x
Всего по хозяйству
932
1331
1121
1128
100
299,8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7