Рефераты. Анализ эффективности производства молока в ОАО "Правда"






Из данных таблицы 26 мы видим, что выручка от продажи увеличилась в 2007 году на 60,3%, но прибыль при этом снизилась на 35,4% вследствие резкого повышения себестоимости на 94%. Рост себестоимости реализованной продукции на 3213 тыс.руб. вызвал снижение уровня рентабельности 66%, а снижение прибыли на 35,4% повлекло за собой снижение уровня рентабельности продаж на 59,6%.

Далее рассмотрим динамику финансовых результатов по каналам реализации и выявим наиболее рентабельный.

Важнейшей частью предпринимательской деятельности с.х. предприятий должны стать поиск и выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Суть в том, чтобы не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.

Преобладают такие каналы реализации товарной продукции с.х. товаропроизводителями: продажа государству, предприятиям и организациям, потребительской кооперации, на колхозном рынке, работникам хозяйства и населению, проживающему на его территории.

При выборе перспективных каналов реализации с.х. продукции должны быть учтены следующие организационные факторы: возможный объем реализации, качество продукции, складывающаяся на рынке цена, затраты на реализацию, спрос на продукцию и степень его удовлетворения.

Рассмотрим каналы реализации молока в нашей организации.

Таблица 27

Анализ динамики финансовых результатов по каналам реализации

Показатель

2005

2006

2007

ЗАО

«Родная Любава»

ОАО

«Удмуртский хладокомбинат»

ЗАО

«Родная Любава»

ОАО

«Удмуртский хладокомбинат»

ЗАО

«Родная Любава»

ОАО

«Удмуртский хладокомбинат»

Объем продаж, ц

2885

9350

3009

9000

4535

9500

Цена реализации, руб.

404,3

370

449

420

545

520

Выручка от продаж, тыс.руб.

1166,5

3459,5

1353

3780

2474

4940

Себестоимость

молока, тыс.руб.

808,3

2616,7

996

2972

2144

4494

Прибыль от продажи, тыс.руб.

358,2

842,8

357

808

330

446

Рентабельность продукции, %

44,3

32,2

35,8

27,2

15,4

9

Рентабельность продаж, %

30,7

24,3

26,4

21,4

13,3

9,9

Из таблицы 27 видно, что наиболее рентабельным каналом реализации является ЗАО «Родная Любава», но так как это небольшое предприятие оно закупает молоко практически в 3 раза меньше, чем ОАО «Удмуртский хладокомбинат», поэтому предприятие снижает цену для того предприятия, которое закупает молоко большими партиями, вследствие этого фактора рентабельность продаж в ОАО «Удмуртский хладокомбинат» ниже.

3.5 Факторный анализ прибыли от реализации молока

Эффективность любого производства характеризуется суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Прибыль от реализации продукции зависит от трех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее себестоимости и уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Себестоимость продукции прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости - снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости - при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Проведем факторный анализ изменения величины прибыли т реализации молока в хозяйстве на основе данных таблицы 28.

Таблица 28

Факторный анализ изменения суммы прибыли (убытка) от реализации молока

Показатель

2005

2006

2007

Цена реализации 1 ц, руб.

378,09

427,72

528,25

Выручка от реализации, тыс.руб.

4626

5133

7414

Себестоимость реализованного молока, тыс.руб.

3425

3968

6638

Себестоимость 1 ц, руб.

280,0

330,49

472,95

Объем реализации, ц

12235

12009

14035

Прибыль, убыток от реализации, тыс.руб.

1201

1165

776

П = q•(ц-с), где

П - прибыль от продаж;

q - объем реализации;

ц - цена реализации;

с - себестоимость 1ц реализованной продукции.

Проанализируем 2006 год по отношению к 2005 году

П1 = 12009•(427,72 - 330,49) = 1167,635тыс. руб.

П0 = 12235•(378,09 - 280) = 1200,131 тыс.руб.

?П = П1 - П0 = 1167,635 - 1200,131 = - 32,496 тыс.руб.

в том числе за счет изменения объема продаж:

?Пq = (q1 - q0) •(ц0 - с0) = (12009 - 12235) •(378,09 - 280) = - 22,168 тыс.руб.

За счет изменения цены:

?Пц = q1•(ц1 - ц0) = 12009(427,72 - 378,09) = 596 тыс.руб.

За счет изменения себестоимости:

?Пс = q1•( с0 - с1) = 12009(280 - 330,49) = - 606,334 тыс.руб.

В 2006 году по сравнению с 2005 годом прибыль уменьшилась на 36 тыс.руб., что произошло вследствие следующих факторов. Уменьшение объема реализации на 226 ц привело к уменьшению прибыли на 22,168 тыс.руб., увеличение себестоимости на 50,49 руб. вызвало уменьшение прибыли на 606,334 тыс.руб. За счет снижения цены реализации на 49,63 руб. прибыль увеличилась на 596 тыс.руб.

Проанализируем 2007 и 2006 годы.

П1 = 14035•(528,25 - 472,95) = 776,135 тыс.руб.

П0 = 12009•(427,72 - 330,49) = 1167,635 тыс.руб.

?П = П1 - П0 =776,135 - 1167,635 = - 391,5 тыс.руб.

в том числе за счет изменения объема продаж:

?Пq = (q1 - q0) •(ц0 - с0) = (14035 - 12009)(427,72 - 330,49) = 196,987 тыс.руб.

За счет изменения цены:

?Пц = q1•(ц1 - ц0) = 14035(528,25 - 427,72) = 1410,938 тыс.руб.

За счет изменения себестоимости:

?Пс = q1•( с0 - с1) = 14035(330,49 - 472,95) = - 1999,426 тыс.руб.

Сравнивая 2007 год с 2006 мы видим, что прибыль уменьшилась на 389 тыс.руб. вследствие увеличения объема продаж на 2026 ц прибыль увеличилась на 196,987 тыс.руб. За счет увеличения цены реализации на 100,53 руб. прибыль увеличилась на 1410,938тыс. руб., но вследствие увеличения себестоимости на 142,46 руб. мы наблюдаем снижение прибыли на 1999,426 тыс.руб.

3.6 Анализ безубыточности производства молока

Безубыточность - такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

В основу анализа безубыточности заложено деление затрат в зависимости от изменения объема производства на постоянные и переменные. Переменные затраты изменяются в зависимости от изменения объема производства. К ним относится: сырье, материалы, заработная плата рабочим. Постоянные затраты не изменяются в зависимости от изменения объема производства, к ним относятся: амортизация, арендная плата, заработная плата аппарату управления.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности построим график.

Для этого воспользуемся уравнением общих затрат

Z = bx + a, где b - ставка переменных расходов на 1 изделие;

а - постоянные затраты;

х - объем производства.

Z = 472,95•14035 = 6637853,2 руб.

6637,853 - 100%

а - 6% а = 398271,19 руб - постоянные затраты

6637853,2 = УПР • 14035 + 398271,19

6239582,1 = УПР • 14035

УПР = 444,57 руб.

Переменные затраты = 444,57 • 14035 = 6239582

Точка безубыточности (ТБ) = = = 4759,4 ц

Маржинальный доход (МД) = выручка - `ереем. затраты = 7414000 - 6239582 = 1174418 руб.

Доля МД в выручке = 15,8%

ПR = = 2520703,7 руб.

Запас финансовой устойчивости (ЗФУ) = =

=

22

Рис. 3 Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью

По графику можно установить, что при объеме реализации более 4759,5 ц предприятие будет получать прибыль. Можно определить также объем реализации, при котором затраты будут равны выручке реализации, на графике это точка безубыточного объема (ТБ), равная 4759,5 ц, ниже которой производство будет убыточным. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, и реализует 14035 ц молока, то зона безопасности (запас финансовой устойчивости) составит 66%. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

4. Пути повышения эффективности производства молока

Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды и затраты. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.

Основными источниками резервов увеличения производства продукции в животноводстве является рост поголовья и продуктивности животных.

Резервы роста поголовья определяются в процессе анализа выполнения плана по обороту стада. Это сокращение яловости поголовья, падежа животных и реализация их при оптимальной массе (не допускать реализацию «недорощенного» скота и не держать на откорме дольше оптимального срока).

Основными источниками роста продуктивности животных является повышение уровня их кормления и эффективности использования кормов, сокращения яловости коров, улучшение возрастного и породного стада, а также условий содержания животных.

Резерв увеличения производства продукции за счет повышения уровня кормления определяется следующим образом: недовыполнение плана или возможный прирост уровня кормления животных (количество кормовых единиц на одну голову) умножается на фактическую окупаемость кормов в данном хозяйстве или делится на фактический расход кормов в расчете на единицу продукции, полученный резерв роста продуктивности нужно затем умножить на планируемое поголовье. Также хорошие результаты можно получить при использовании методов экономико-математического моделирования (например, рационов кормов и т.д.).

Чтобы определить резерв увеличения производства продукции за счет повышения эффективности использования кормов, необходимо перерасход кормов на 1 единицу продукции или его возможное сокращение умножить на фактический объем производства и полученный результат разделить на плановую норму расхода.

Большие потери продукции имеют с.х. предприятия в результате яловости коров, продуктивность которых ниже примерно на 45-50%. При определении резервов увеличения производства молока по данным зоотехнического учета необходимо установить потери молока в среднем на одну яловую корову и умножить на сверхплановое количество или возможное сокращение яловых коров.

Росту продуктивности животных и выходу продукции существенно содействуют хорошие условия содержания животных, надлежащий уход, правильный режим кормления и поения, добросовестное отношение работников к своему делу. Эти резервы выявляют на основе сравнительного анализа работы разных хозяйств, ферм, отдельных работников и изучения передового опыта.

Важным резервом увеличения производства продукции животноводства является сокращение ее потерь. Значительные потери продукции связаны с болезнями животных, нарушением технологической дисциплины. Результат этого - падеж животных, вынужденный убой, снижение прироста живой массы, выхода приплода и молока.

Таким образом, в данной главе были рассмотрены основные направления совершенствования путей производства продукции молочного скотоводства, передовой отечественный и зарубежный опыт, как в практической сфере, так и в области научных разработок.

Выводы и предложения

В хозяйстве имеется большой потенциал для улучшения экономической эффективности сельскохозяйственного производства и при соответствующей оптимизации и интенсификации производства можно добиться высоких результатов, дополнительной прибыли вывести производство на высокорентабельный уровень. Все это требует дополнительных затрат, но они высоко окупаются повышенной продуктивностью стада, урожайностью сельскохозяйственных культур и производительностью труда работников.

Необходимо вести работу по повышению продуктивности скота и увеличению урожайности культур. Для чего вести племенную работу во главе с зоотехником хозяйства и работу по улучшению качества посадочного материала, плодородия почвы и др.

Для получения рентабельности производства и дополнительных средств необходимо найти оптимальные каналы сбыта, чтобы выручка от реализации была максимальной.

Достижение успехов в производстве невозможно без должного обучения персонала технологии производства и рационального использования рабочего времени. В результате наблюдается в хозяйстве большое количество брака в работе персонала, уход от технологии производства и несоблюдение норм работ.

Список использованной литературы

1. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 1999

2. Добрынин В. А. , Беляев А. В. и др. Экономика сельского хозяйства. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Агропромиздат, 1990.

3. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. - СПб.: Издат. Дом «Бизнес-пресса». 2007.

4. Ковалев В.В., Волкова О. Н. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

5. Минаков М. А., Сабетова П.А. и др. Экономика сельского хозяйства. М.: Колос, 2006.

6. Пиличев Н.А. Управление агропромышленным производством. - М.: Колос, 2000.

7. Попов Н. А. Экономика отраслей АПК. - М.: ИКФ «Экмос», 2005.

8. Г.В.Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд. - Минск: ООО «Новое знание», 2001.

9. Устав ОАО «Правда».

10. Годовые бухгалтерские отчетности ОАО «Правда» за 2005, 2006, 2007 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.