Мнение нашего посланника в Вашингтоне. В своих донесениях г-н Стекль не раз обращал внимание на неудобства, которые создает обладание нашими американскими колониями и слабое обеспечение их безопасности. В случае войны эти колонии будут зависеть от милости любой враждебной державы, и даже в мирное время мы не защищены от американских флибустьеров, которыми кишит Тихий океан. На жалобы, с которыми императорская миссия в Вашингтоне не раз обращалась по этому поводу, федеральное правительство неизменно нам отвечало, что мы сами должны принять необходимые меры предосторожности против этих мародеров и что Соединенные Штаты не могут взять на себя охрану наших берегов. Эти конфликты, всегда нежелательные, могут в большей или меньшей степени повредить сохранению хороших отношений между двумя странами. Несколько лет назад американцы предложили г-ну Стеклю купить наши колонии, как они купили в прошлом Луизиану и Флориду у Франции и у Испании, а недавно Техас и Калифорнию у Мексики; г-н Стекль считает, что их можно было бы склонить к возобновлению этого предложения.
Однако важно, чтобы переговоры были устроены таким путем, чтобы инициатива исходила от Соединенных Штатов и чтобы императорское правительство не было ничем связано и сохранило право после того, как предложение будет сделано, принять его или отвергнуть».
Приведенное выше резюме готовилось, по всей видимости, в Азиатском департаменте МИД, который специально выделил значение русских владений по Амуру, но зато совершенно опустил мысль о желательности поддержания тесного союза с США, которая присутствовала в записках Константина еще с 1857 года. Слишком прямолинейно излагалась и записка М. X. Рейтерна. Впрочем, как сам Константин, так и другие лица, мнения которых были представлены царю, участвовали в заседании комитета и могли изложить свои соображения в более точном и полном виде.
Из более позднего свидетельства Э.А. Стекля известно, в частности, что во время заседания 16 (28) декабря 1866 года «министр финансов представил детальные сведения о действительном состоянии компании и о пожертвованиях, которые правительство должно было сделать, чтобы поддержать ее кредит»
Следует сказать, что ко времени проведения заседания комитета М.X. Рейтерн располагал обширной и разнообразной информацией о финансовом состоянии Российско-американской компании. Сама компания, как уже упоминалось, просила отпустить ей «1120000 руб. серебром билетами государственного казначейства». Кроме того, по поручению Рейтерна, «директор государственного банка» представил 8 (20) декабря несколько важных документов, подписанных членом исполнительной части Главного правления РАК вице-адмиралом М. Д. Тебеньковым: 1. Ведомость долгов РАК, подлежащих немедленной уплате, на сумму 1 121670 рублей. 2. Перечень имущества компании в колониях стоимостью 1747 652 рубля (кроме того, у РАК имелось еще несколько кораблей стоимостью 479612 рублей). 3. Смету ее годовых доходов (720250 рублей) и расходов— 676 550 рублей.
Комментируя представленную смету доходов и расходов компании, основанную на ходе дел РАК в последние годы, «столь неблагоприятные для оной», директор государственного банка обратил внимание на то, что «расходы исчислены в самом полном количестве, а доходы в весьма умеренном». Будучи опытным финансистом, он оценивал перспективы компании на будущее достаточно благоприятно: «Из вышеупомянутой сметы я мог заключить, что, по моему усмотрению, ...компания может существовать при благоразумных распоряжениях и коммерческих познаниях гг. членов Правления, получая ежегодно дарованную оной правительством субсидию в 200 тыс. руб., без новых пожертвований со стороны правительства на будущее время, если какие-либо непредвиденные коммерческие или политические обстоятельства не будут тому препятствовать, и что доходы компании на будущее время могут превысить показанные в сметах суммы».
Все эти материалы, по всей видимости, не в полной мере удовлетворили министра финансов, и он запросил у руководства РАК еще и краткую сводку ее имущества и долгов. Такая общая сводка была ему представлена 16 (28) декабря 1866 года «директором Американской компании тайным советником бароном Врангелем». «Стоимость колониального имущества и товаров за вычетом всех долгов компании» в этом документе была определена в 1574 437 рублей 87 копеек (сумма долгов исчислялась в 1442 670 рублей). Не исключено, что все эти данные могли учитываться М.X. Рейтерном при определении возможной денежной компенсации РАК после продажи Аляски Соединенным Штатам. Во всяком случае, можно утверждать, что на совещании 16 (28) декабря министр финансов имел в своем распоряжении довольно обстоятельную информацию о состоянии дел Российско-американской компании.
Впрочем, не финансовая сторона вопроса считалась, конечно, главной и не М. X. Рейтерн был центральной фигурой, от которой зависело окончательное решение вопроса. Ключевую роль играли два человека — влиятельный брат царя Константин и А. М. Горчаков, поскольку именно от ведомства последнего зависело практическое осуществление продажи русских владений в Северной Америке.
Что касается А. М. Горчакова, то он, не возражая против продажи, долгое время занимал выжидательную позицию, стремился собрать всю необходимую информацию, прощупать отношение к возможной продаже правительства США и не торопился принимать окончательное решение. Накануне «особого заседания» А. М, Горчаков изложил свои взгляды в специальной записке.
В первой части проекта доклада излагались известные соображения Константина и министра финансов, которые, в частности, обращали внимание на тяжелое положение дел РАК. Со своей стороны, министр иностранных дел счел необходимым добавить, что «в политическом отношении положение наших колоний едва ли более благополучно. Средства обороны недостаточны для защиты их даже от американских флибустьеров... которых отзыв нашей эскадры сделал еще более смелыми в совершении грабежей на наших берегах».
Отметим, что в своей основной части доклад А. М. Горчакова почти дословно повторял соображения Э.А. Стекля. Министр обращал внимание на то, что «это будет предметом продолжающихся конфликтов между двумя правительствами, что в большей или меньшей степени может повредить нашим добрым отношениям с Соединенными Штатами».
«В случае войны наши колонии будут зависеть от милости любой враждебной державы. Если во время Крымской войны Англия согласилась объявить о нейтрализации нашей территории, то это было потому, что она опасалась, что мы продадим ее американцам, что дало бы англичанам на севере, как это существует к югу от их владений, неудобных и опасных соседей. Это соображение является, быть может, для нас мотивом продать наши колонии Соединенным Штатам. Оно, конечно же, служит основанием для американцев, чтобы их приобрести».
Следует отметить, что несколько заключительных абзацев в проекте доклада Горчакова перечеркнуты, они относятся к действиям, которые надлежало предпринять после принятия решения о продаже Аляски Соединенным Штатам. «Если, его величество, дадите свою санкцию, Ваш представитель в Вашингтоне, находящийся сейчас здесь в отпуске, получит приказ безотлагательно вернуться на свой пост для начала этих переговоров.
Длительный опыт Стекля, как и его знакомство с американскими государственными деятелями, позволит ему предварительно проконсультироваться с сенаторами и членами палаты которые наиболее прямо заинтересованы во владении нашими колониями, и обсудить конфиденциально это дело перед тем, как придать ему официальную форму. Стекль вернется в Петербург для отчета о результатах этих переговоров»
Гораздо более подробное изложение того, что произошло 16 (28) декабря 1866 года, приводилось известным американским исследователем профессором Ф.А. Голдером в его статье, опубликованной еще в 1920 году: «На заседании, которое имело место 16 декабря во дворце присутствовали все вышеупомянутые лица (то есть Александр Второй, Константин, Горчаков, Рейтерн, Краббе и Стекль). Рейтерн привел подробности о тяжелом финансовом положении компании. В последующей дискуссии все приняли участие и в конце согласились продать колонии Соединенным Штатам. Когда это было решено, император обратился к Стеклю и спросил его, не возвратится ли он в Вашингтон для завершения дела. Хотя это было не то, чего хотел Стекль, намечавшийся в то время на пост посланника в Гаагу, у него не осталось выбора, и он сказал, что поедет.
Великий князь дал ему карту, на которой были обозначены границы, а министр финансов сказал, что ему следует получить не менее 5 миллионов долларов» ".
На заседании 16 (28) декабря было также решено, что все заинтересованные ведомства подготовят для посланника в Вашингтоне свои соображения. Соответственно уже 22 декабря 1866 года (3 января 1867 года) управляющий Морским министерством Н. К. Краббе представил Александру Второму записку «Пограничная черта между владениями России в Азии и Северной Америкой», которая была одобрена царем. Два дня спустя Н. К. Краббе представил эту записку вместе с соответствующей картой А, М. Горчакову для последующей передачи Стеклю. «Пограничная черта между владениями России в Азии и Северной Америкой. Основной точкой пограничной черты служит пересечение меридиана 169° западной долготы от Гринвичч с параллелью 65°30' северной широты. От этого пункта граница идет: к северу—по меридиану 169° W-ой долготы, который разделяет пополам Берингов пролив и проходит между островами Ратманова и Крузенштерна из группы островов Св. Диомида или Гвоздева; к югу—по румбу SW 44° на средину пролива между северо-западной оконечностью острова Св. Лаврентия (мыс Чибукан) и мысом Чукотским на Азиатском материке до пересечения широты 64° северной с меридианом 172° западной долготы. Далее пограничная черта направляется на SW 41° на середину пролива между Командорскими и Алеутскими островами, а именно на средину линии, соединяющей восточную оконечность острова Медныы и западную острова Атту (мыс Врангеля) в широте 53°30'М" (северной) и долготы 170°30' О" (восточной) от Гринвича». Помета, сделанная Александром Вторым: «Ладно доложено» и надпись на полях: «Одобрено государем императором 22 декабря 66 года. Н. Краббе».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19