Поскольку «при нынешнем истощенном состоянии страны внутренние займы, в какой бы то форме ни было... должны быть совершенно прекращены», единственный выход из положения, даже при самом решительном сокращении государственных расходов, министр финансов видел в получении средств из-за границы. «При всех этих сокращениях... расходы наши не покроются еще доходами, а, напротив, в три года необходимо будет приобрести до 45 000 000 экстраординарных ресурсов» в виде иностранных займов.
Окончание гражданской войны в США и визит американской эскадры во главе с заместителем морского министра Г. Фоксом в Россию летом 1866 года также не могли не способствовать возрождению идеи о продаже русских владений в Северной Америке. Непосредственным поводом к возобновлению рассмотрения вопроса о судьбе Русской Америки послужил приезд в Санкт-Петербург российского посланника в Вашингтоне Э.А. Стекля. Покинув Соединенные Штаты в октябре 1866 года, он вплоть до начала следующего, года пребывал в столице. В это время он имел возможность встретиться не только со своим непосредственным начальством в ведомстве иностранных дел, но и переговорить с двумя другими ключевыми фигурами — великим князем Константином и министром финансов М.X. Рейтерном ".
Именно после того, как Э.А. Стекль по поручению министра иностранных дел А.М. Горчакова имел «объяснение» с М.X. Рейтерном «по предмету уступки наших Северо-Американских колоний за известное вознаграждение Российско-американской компании и правительству», последний сообщил 2 (14) декабря 1866 года свои соображения на этот счет. Рейтерн особо подчеркивал несостоятельность Российско-американской компании в ее практических действиях. Уступка русских владений в Америке представлялась ему весьма желательной по следующим «уважениям»:
1. «После семидесятилетнего существования компании она нисколько не достигло ни обрусения мужского населения, ни прочного водворения русского элемента и ни мало не способствовала развитию нашего торгового мореплавания. Компания даже не приносит существенной пользы акционерам... и может быть только поддерживаема значительными со стороны правительства пожертвованиями». Как отмечал министр, значение колоний в Америке еще более уменьшилось, так как «ныне мы уже прочно водворились в Амурском крае, находящемся в несравненно более выгодных климатических условиях».
2. «Передача колоний... избавит нас от владения, которое в случае войны с одной из морских держав мы не имеем возможности защитить».
В заключение Рейтерн упоминал о возможных столкновениях компании с предприимчивыми американскими торговцами и мореплавателями. «Такие столкновения, сами по себе неприятные, легко могли бы поставить нас в необходимость содержать с большими на это расходами военные и морские силы в северных водах Тихого океана для поддержания привилегий компании, не приносящей существенной выгоды ни России, ни даже акционерам, и во вред дружественным нашим отношениям к Соединенным Штатам».
Как и в прошлом, главной и наиболее влиятельной фигурой (разумеется, после Александра II) при обсуждении вопроса о судьбе Русской Америки оставался великий князь Константин, возглавлявший морское министерство и ставший в 1865 году председателем Государственного совета. После разговора со Стеклем он поручил управляющему Морским министерством вице-адмиралу Н.К. Краббе сообщить А.М. Горчакову: «Его высочество полагает, что девятилетний период, истекший со времени отзыва, который он препроводил к Вашему сиятельству 7 декабря 1857 года, не только ни в чем не изменяет высказанных им в то время мыслей, но, напротив того, представил несколько новых и существенных в подтверждение их доказательств. В 1857 году положение наших Северо-американских колоний было далеко не так обстоятельно нам известно, как ныне, и это ближайшее знакомство, к сожалению, нам показало со всей очевидностью, что в отношении этого края мы поставлены если не навсегда, то, по 'крайней мере, на весьма продолжительный срок в неизбежную необходимость искусственными мера-ми и денежными со стороны казны пожертвованиями не только поддерживать существование частной компании, доказавшей свою несостоятельность в достижении предназначенных ей целей, но и оставить за ней часть прав, долженствующих принадлежать одним правительственным учреждениям. С другой стороны, значительное развитие, которое получила эти девять лет Приамурский край, ясно указывает, где именно на крайнем востоке предстоит России будущность.
Если присоединить к этому исключительные выгоды, которые может представить нам тесный союз с Северо-Американскими Штатами, и необходимость отстранения всего, что могло бы породить несогласие между двумя великими державами, то нельзя не сказать, что уступка этих отдаленных колоний, не приносящих нам и не могущих принести пользы, не имеющих никакой существенной связи с Россией и которых мы не можем в случае нужды защитить, удовлетворила бы требованиям предусмотрительности и благоразумия».
Не со всеми этими соображениями можно согласиться. Явной несостоятельно выглядит утверждение, что американские владения не приносят и даже не могут принести пользы, не имеют существенной связи с Россией и т. п. С другой стороны, из этого документа вполне очевидным представляется вывод о важном значении, которое царское правительство придавало сближению и даже тесному союзу с Соединенными Штатами, в связи с чем оно соглашалось даже уступить им свои владения в Северной Америке, сосредоточив главное внимание на Сибири, Дальнем Востоке и особенно Приамурском крае.
Ознакомившись с соображениями двух влиятельных сановников Российской империи и хорошо зная точку зрения Э. А. Стекля, также высказывавшегося в пользу продажи, А. М. Горчаков пришел к выводу, что настало время принимать окончательное решение, в связи с чем он предложил провести особое совещание с личным участием Александра Второго. В письме к царю от 12(24) декабря 1866 года министр иностранных дел отмечал, что он «не может взять на себя ответственность сделать единоличное заключение о политической стороне вопроса» и хотел бы иметь возможность обсудить его в присутствии императора «в узком комитете, ввиду необходимости соблюдения непременной секретности, который будет состоять только из Константина, Рейтерна и меня». Он также предложил пригласить Стекля ввиду его «знания местных условий».
Из неразборчивой надписи, сделанной на письме Александром Вторым, можно заключить, что он согласился провести заседание в пятницу 16 (28) декабря у себя в Зимнем дворце или у Горчакова в здании МИД на Дворцовой площади, если последний не будет чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы покинуть свою резиденцию. Из «памятной книжки» Александра Второго за 1866 год видно, что заседание состоялось у Горчакова.
Накануне заседания Горчаков предложил дополнительно включить в состав комитета вице-адмирала Н.К. Краббе, поскольку Российско-американская компания находилась в ведении Морского министерства. Император с этим предложением согласился и сделал на письме соответствующую помету.
В час дня 16 (28) декабря в парадном кабинете Министерства иностранных дел России на Дворцовой площади собрались участники «особого заседания»: Александр Второй, Константин, Горчаков, Рейтерн, Краббе и Стекль. Был ли на заседании еще кто-нибудь (в том числе секретарь), неизвестно.
Главная ответственность за принятое решение в самодержавной России, естественно, ложилась на императора. Насколько обстоятельно о всех деталях вопроса был осведомлен сам Александр II, сказать с абсолютной точностью трудно, хотя все основные документы проходили через его руки. Вне всякого сомнения, он познакомился с кратким резюме мнений Константина, Рейтерна и Стекля, которое было специально ему прислано в связи с подготовкой заседания. Именно этот документ стал для царя исходным:
«Мнение его императорского высочества вел. кн. Константина. Его императорское высочество считает, что положение наших колоний ухудшается изо дня в день; что, столь удаленные от метрополии, они не имеют для России никакого значения, тогда как необходимость их защиты в будущем, как и в прошлом, будет столь же трудной, как и дорогостоящей. Его императорское высочество придерживается мнения, что необходимо от них отказаться, продав их Соединенным Штатам, и сосредоточить все заботы правительства на наших владениях на Амуре, которые составляют неразрывную часть империи и которые во всех отношениях представляют больше ресурсов, чем северные берега наших американских владений.
Мнение министра финансов. Г-н Рейтерн смотрит на вопрос с финансовой точки зрения; он говорит, что компания, на которую возложено исследование (exploration) колоний, оказалась несчастливой и неспособной, и в настоящий момент она сохраняется только искусственными средствами, которые не смогут долго продлить ее существование. Императорское правительство, как считает г-н Рейтерн, поставлено перед альтернативой: оно обязано или прийти на помощь компании, которая стоит на грани банкротства, со значительными денежными средствами, или взять на себя заботу об управлении ею, что приведет к не менее обременительным жертвам. Г-н Рейтерн, как и его высочество вел. кн., считает необходимым уступить наши колонии Соединенным Штатам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19