Рефераты. Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период






В то же время, общество в России стремится повышению уровня восприятия своей страны зарубежным обществом, налицо желание соответствовать общепринятым цивилизационным критериям. Остается факт противопоставления своей страны всему остальному миру, основанный на  прошлых успехах, современных достижениях во внешней политике, науке, спорте, культуре и проч. 

         Очевидно, что международный имидж любого государства формируется на основе внутреннего восприятия своего государства и на восприятии государства другими субъектами международных отношений.

         Внутренняя направленность образа государства отражает смысл жизни и интересы «простого, среднестатического человека».

Сегодня, в условиях продолжительного идеологического вакуума, в условиях недоверия народа государству, сложилось общественное ожидание «сильной руки».

Ответом на подобные ожидания могут быть символы, возрождаемые из прошлого – никогда не спускаемый перед врагом Андреевский флаг, музыка А. Александрова – современный Гимн России, а в прошлом музыка, сопровождавшая торжества и победы, красное полотнище армейского знамени, олицетворяющее героизм во времена Великой Отечественной войны и проч.

Несомненно, что отдельные символы не могут в полной мере отражать как позитивный образ государства, так и интересы гражданина и общества в целом. Однако, при всей неоднородности, неоднозначности и неустойчивости общественного развития существуют ключевые понятия, которые одинаково близки всем без исключения членам социума и отражают коренные интересы любого народа. Вне зависимости от политической ориентации государства, уровня жизни и культуры таковыми понятиями являются жизнь, семья и труд.

Понятие «Жизнь» не нуждается в подробной детализации, т.к. стремление выжить является инстинктом любого человека, благодаря которому человечество продолжает существовать.

Проблемы семьи стоят несколько обособлено, потому что именно семья является залогом продолжения рода человеческого, ячейкой общества. Решение проблем семьи на государственном уровне, обеспечение благополучия семьи влечет позитивные сдвиги как внутри государства, так и за его пределами.

Сегодня демографическая ситуация в России оставляет желать лучшего, смертность превышает рождаемость, генофонд ухудшается, общество стремительно стареет. Решение данных и прочих проблем семьи может стать основой для консолидации общества, улучшения восприятия собственной страны.

Стабильная семья, имеющая социальные гарантии, обеспеченная правовой защитой государства и имеющая возможность реализации трудовых инициатив может поднять внутренний  уровень России. Можно сказать, что благополучная семья является основой благополучного государства.

Таким образом, позитивный внутренний образ России основывается на стремлении государства обеспечить стабильность института семьи – повышении и пропаганде здорового образа жизни, неприемлемости упадка нравственной культуры, утверждении уважения к культу семьи.

Обобщая вышесказанное, можно выделить внутреннее направление формирования имиджа России. Данное направление заключается в достижении гармонии интересов государства и народа, внутренней стабильности государства, закреплении ассоциативного ряда «Достойная жизнь граждан – достойное государство».

Построение внешнего вектора формирования имиджа России невозможно без учета исторических событий имевших место быть. Необходимо учитывать значимость географического фактора, огромность территорий России. Сегодня выработка внешнего направления формирования имиджа государства зависит от несколько иных, чем ранее, приоритетов. З. Бжезинский отмечает, что политическая жизнеспособность, идеологическая гибкость, динамичность экономики и привлекательность культурных ценностей стали решающими факторами[61].      

Современная Россия может стать балансом, фактором гармонизации всего комплекса международных отношений, в силу своей принадлежности и присутствия во многих мировых конгломерациях.

Четко определенная «российская идея» может стать центром притяжения многих народов евразийского пространства[62]. Однако для реализации подобных задач необходим четкий, позитивный образ Российской Федерации в мире.

В конце концов, международный имидж России может дать ответ на вопрос – быть или не быть российскому государству как таковому.

В условиях формирования информационного общества, в условиях безграничности информационного обмена необходимо осознавать, что международный имидж России может и должен стать основой формирования мировоззрения грядущих поколений.

Современная российская молодежь более ориентирована на страны Запада, чем на Россию. За немногим более 10 лет сформировался образ ущербности нашего государства, его несостоятельности как социального института. Вместе с тем сознательно или нет культивировался крайне положительный образ зарубежья, как некоего примера для России, цели развития государства.   

Сегодня необходима эффективная и профессиональная система информационного противодействия как внутри страны, так и в мире. Отсутствие такой системы может оказать крайне деструктивное воздействие на российское государство в будущем. Уже сегодня отмечается, что образ России в мире никак не сходится с реальной Россией. «Я еще никогда не был в стране, имидж которой не расходился бы в такой степени с действительностью. Репутация России значительно хуже, чем то, что она представляет собой на самом деле», – сказал в одном из интервью посол Швейцарии в России Вальтер Фечерин[63].  


2.3 ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

         В современной России существует ряд проблем позиционирования в мире. Некоторые факторы обусловлены политическими и экономическими преобразованиями внутри страны, некоторые – целенаправленным воздействием или результатом, имевшим быть воздействия других стран на восприятие России в мире.

         В условиях становления глобального информационного общества адекватное восприятие России в мире невозможно без полноценной интеграции России в данное общество, без создания информационного общества в России как сегмента мирового.

         Сегодня, несмотря на наличие определенных предпосылок создания информационного общества, в России существует ряд проблем интеграции в глобальное информационное пространство.

         Отсталость России в информационно-технологической сфере сегодня является одной из важнейших проблем, требующих незамедлительных действий, к примеру, по сокращению цифрового разрыва.

         На 150 миллионов человек населения России сегодня приходится всего 7 миллионов компьютеров, половина из которых устарела морально и физически. Лишь 5% россиян имеют персональные компьютеры у себя дома, а общее количество компьютеров у россиян составляет всего лишь 1,5% от общего количества компьютеров в мире[64].

         С целью сокращения разрыва между Россией и развитыми странами в уровне распространения, производства и эффективности использования информационных продуктов и технологий принят и реализуется ряд документов, разработаны Концепция государственной информационной политики, Концепция формирования информационного общества в России, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 годы)» и проч.[65]

         «Концепция формирования информационного общества в России» была разработана в 1999г. Целью Концепции стало определение российского пути развития информационного общества, основных приоритетов государственной информационной политики. Основой российского пути должно стать расширение и углубление информатизации всех сфер жизни, ориентация общественного сознания на особенности жизни в информационном обществе, обучение разных категорий населения умению получать и использовать информацию, формирование рынка информационных продуктов и универсальных информационных услуг[66].

         Информационная инфраструктура и ее ресурсы в все большей степени становятся ареной межгосударственной борьбы за лидерство, а индивидуальное и общественное сознание все в большей степени зависит от деятельности средств массовой информации и коммуникации. Именно эти факты определяют потребность государств в обеспечении информационной безопасности. В России базовым документом является «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», утвержденная В. В. Путиным в 2000г.

         В ФЦП «Электронная Россия» предусмотрено резкое повышение количества специалистов по информационным технологиям, 100% уровень компьютеризации в высших учебных заведениях[67]. Основной целью ФЦУП «Электронная Россия (2002 – 2010гг.)» является повышение эффективности экономики и государственного управления за счет внедрения и массового распространения новых информационных технологий, обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Существует программа, согласно которой должен быть достигнут 40% уровень компьютеризации сельских школ, однако в действительности компьютеризировать возможно только 2% - в остальных нет даже телефонов[68].

         Основную причину такого отставания следует искать в прошлом. Несмотря на наличие значительного научно – технического потенциала образование значительного разрыва в уровне развития информационных технологий стало возможным из-за незначительного внимания к данной сфере. Доля этой отрасли в ВВП, по некоторым оценкам, составляет чуть более 0,5%. Помимо этого значительная часть предпринимаемых для исправления такой ситуации мер носила стихийный, слабо согласованный характер.

         Помимо этого у России есть особенные факторы, задерживающие развитие информационного общества. Среди них можно выделить устаревшую нормативно-правовую базу использования информационно-телекоммуникационных технологий. Существует проблема правового  соответствия внутреннего законодательства международным нормам.

На формирование информационного общества в России очень сильно сказывается географическая протяженность, неравномерность развития информационной инфраструктуры. По некоторым оценкам, на долю г. Москвы и г. Санкт-Петербурга приходится основная концентрация российской Интернет-аудитории, причем в г. Москве сконцентрировано около 65% всех российских пользователей[69]. Также неравномерно распределены технологии мобильной связи. По официальной статистике компании «Вымпелком» (оператор мобильной связи «Би Лайн»), к 25 марту 2004г. суммарное количество абонентов оператора составило 13,21 миллионов человек, из них 6,05 миллионов принадлежит г. Москве, а 7,16 миллионов – всем остальным российским регионам[70].     

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.