Рефераты. Проблемы формирования международного имиджа России в постсоветский период






В таких условиях создаются условия для вытеснения России с поля формирования собственного образа в мире. Это происходит из-за отсутствия по настоящему действенных механизмов, влияющих на массовое мнение, на формирование имиджа России.

Информационно-технологическое отставание России от развитых стран мира играет роль барьера интеграции в глобальное информационное общество. Это отставание, разрыв в уровне развития информационных технологий предопределяет периферийную роль России в процессе формирования собственного имиджа на мировой арене. Недостаточное развитие информационных технологий порождает неспособность России адекватно реагировать на происходящие события, имеющие отношение к формированию имиджа в мире.

Зачастую необходима лишь своевременная реакция на то или иное событие, однако задержки в донесении информации до мирового сообщества, обусловленные именно информационно-технологическим отставанием создают почву для первичной интерпретации как самого события, так и его значимости в нужном для других государств русле.

Отсутствие эффективной системы информационного противодействия оставляет простор для формирования неадекватного реальности имиджа России в мире. Одной из сторон этой проблемы сегодня стало неправильное освещение внутриполитического положения в России зарубежными средствами массовой информации. 

Здесь мы сталкиваемся с применением технологий информационной войны. К примеру, по своему характеру дестабилизационная компания, проведенная в отечественных и зарубежных средствах массовой информации в ходе освещения ситуации с затонувшей подлодкой «Курск» в 2000г.

В наборе негативных событий для россиян «Курск» занял одно из первых мест[71]. В ходе освещения ситуации вокруг ситуации с «Курском» активно муссировались мнения о разрушении российской армии, о неспособности руководства предпринимать своевременные и эффективные меры по спасению личного состава и проч.

Особенное отношение к «Курску» имело быть на телеканале НТВ. Сама трагедия была случаем, внезапно возникшим медиа-событием, однако раскручивание негативной ситуации вокруг него не могло развиваться стихийно. Во-первых, достигался эффект «забивания» подаваемой информации, о «Курске» говорили много и разнообразно. Создавался эффект оттеснения всех остальных аспектов на периферию. Подобное действие усиливает предположения массового сознания, заставляя если не говорить, то думать одинаково. В ряде случаев НТВ ссылалось на иностранные источники, создавая алиби от предвзятости[72].

         Здесь мы переходим к следующей проблеме формирования имиджа России – проблеме неадекватности восприятия России в мире.

         С одной стороны, еще недавно Россия была сверхдержавой, одним из центров биполярного мира «Запад - СССР». С распадом СССР в мире сложилась несколько непонятная ситуация вокруг России.

Разрушение биполярной системы миропорядка должно было положить конец любым конфликтам. Однако, следует привести цитату из директивы 20/1 «Цели США в войне против России», принятой в 1948г. Впервые эта директива была опубликована в 1978г. в сборнике «Сдерживание. Документы об американской политике и стратегии 1945 – 1950гг.». В частности, там пишется, что «в случае возникновения некоммунистического режима на части или всей русской территории, вне зависимости от идеологической основы мы должны создавать автоматические гарантии, обеспечивающие, чтобы даже дружественный к нам режим: не имел большой военной мощи, зависел в экономическом отношении от внешнего мира, не установил ничего похожего на железный занавес»[73]. Другими словами, была установлена необходимость предотвращения замыкания информационного поля внутри страны, защита от внешней информации (прежде всего, враждебной), а если сказать точнее – информационного противодействия, и в перспективе – контрдействия.

Несомненно, что данный документ не может отражать действительной информационной политики всего внешнего мира, или хотя бы США в отдельности, по отношению к России. И все же, некоторые постулаты, описанные в этой директиве, имеют место быть в современности.

Формирование имиджа России в мире, в силу отсутствия или неэффективности механизмов формирования международного имиджа России, сегодня происходит либо стихийно, либо под воздействием информационных политик других государств. Прежде всего формирование имиджа России основано на работе всех видов зарубежных средств массовых информаций.

Краткий анализ сообщений западных СМИ о России позволяет говорить о том, что сегодня превалирует негативный тон сообщений[74].

На крупном Интернет-ресурсе www.inosmi.ru, где размещаются переводы зарубежной прессы, 7 мая 2004г. был опубликован краткий обзор сообщений о России, основанный на публикациях в зарубежной прессе за апрель 2004г. Вот лишь некоторые из цитат:

«По данным организации 'Врачи без границ', более 10 тыс. беспризорных детей, большинство которых живет в полной нищете, находятся на улицах Москвы, где правят насилие и наркотики. (Le Soir, 15.04)»; «С начала 2004 г. 78 российских военнослужащих, в том числе 24 офицера, покончили жизнь самоубийством. Самоубийство является причиной половины смертей в Российской армии. (La Libre Belgique, 28.04)»; «По данным Института экономики РАН РФ, доля теневой экономики в ВВП Калининграда составляет от 60 до 90%, в то время как в среднем по российским регионам - от 25 до 50%. (Le Figaro, 22.04)»; «За последнее десятилетие в Москве было разрушено более 400 исторических зданий, многие из которых находились под защитой федерального законодательства. На их месте строились копии, которые зачастую были больше по размерам и не соответствовали оригиналам. (Independent, 20.04)»; «В коммерческом центре 'Крокус Сити', где среди мрамора, пальм и ручьев 'благородные' - по имущественному цензу - люди выбирают себе сумки от 'Гуччи', одежду от 'Корнелиани' и обувь от 'Серджо Росси', плебс вас не потревожит (в России 27 млн. человек живут на 2 евро в день). Он теснится - никогда не приближаясь к 'Крокус Сити' даже из любопытства - в нескольких шагах отсюда, в павильонах дачного рынка, где покупает семечки и мед. (Sette, 22.04)»; «Российская делегация на Олимпиаде-2004 будет жить в эксклюзивной плавучей деревне, пришвартованной к причалу греческой столицы. Проживание в каюте во время проведения игр стоит не меньше 10 тыс. евро. Но каюты предназначены не для российских спортсменов (они остановятся в Олимпийской деревне), а для армии бюрократов, путешествие которых будет полностью оплачено. (Observer, 25.04)»; «Группы, защищающие права животных, утверждают, что, по меньшей мере, 3 из 100 московских животных страдают алкоголизмом и что необходимость использовать нетрадиционные методы их лечения вовсе не шутка. Исследование, проведенное одной из московских групп, показало, что в прошлом году 15 собак умерли в Москве в результате того, что хозяева дали им выпить водки. (Daily Telegraph, 22.04)»[75].

26 апреля 2004г. в Der Spiegel вышла статья под названием «Я благодарен России за ее глупую политику»[76]. Именно так было решено озаглавить интервью с премьер-министром Латвии г-ном Эмсисом.

В канадской газете «Ottawa Citizen» в 2000г. появилась статья под заголовком «Россия при Путине будет таким же барахлом, как всегда». Можно привести всего лишь одну цитату из данной статьи, чтобы охарактеризовать общий эмоциональный окрас этой работы: «Ничего хорошего здесь <в России> никогда не происходило и не произойдет. Россия – это кусок навоза, завернутый в капустный лист и спрятанный в сортире»[77]. Случайно или преднамеренно, но статья вышла в свет, когда в России праздновали день Рождества Христова.

Приведенные примеры позволяют говорить о проводимой, сознательно или нет, политике информационной войны против России. Подобные действия подрывают позитивный имидж России в мире, формируют неверный образ страны у зарубежной общественности.

Необходимо помнить, что уровень международного имиджа государства напрямую зависит первичной эмоциональной окраски восприятия общественным мнением. В таком контексте большую роль играет не отдельные публикации и статьи, а общий тон большинства газетных или журнальных работ.

Особенно важен для формирования имиджа государства объем информационного поля вокруг страны за рубежом. В данном случае работает фактор «спирали молчания». Основной смысл этого понятия заключается в том, что усиленное говорение одних порождает чувство их информационного доминирования, закрепление общего смысла всего информационного потока как истины[78].

Помимо активной информационной политики, проводимой против России зарубежными средствами массовой информации, Россия потеряла внутренние механизмы информирования мировой общественности. Захирел, но все-таки выжил ИТАР-ТАСС, признаки жизни подают остатки РИА "Новости", ужалось до минимума, но все еще по инерции вещает на иностранных языках радио "Москва", чудом уцелел Росзарубежцентр (бывший ССОД) и Институт русского языка имени А.С. Пушкина[79].         

Еще один метод формирования имиджа государства, который, скажем так, несколько упустило российское руководство – культура.

Культурный вакуум на постсоветском пространстве вынудил общество искать замену отошедшей в тень культуре советского периода.

«Важнейшим из всех искусств для нас является кинематограф». Насколько же прав оказался В. И. Ленин, хотя он произнес эти слова в контексте «безграмотности в массе своей народа».

В конце XX в. в мире сложилось одностороннее доминирование кинематографической продукции.   

Все постсоветское пространство оказалось завалено западной кинематографической продукцией не самого высокого уровня. Соответственно менялся образ своей страны, который преподносился в несколько другом ракурсе. В условиях отсутствия конкуренции со стороны отечественного производителя российское общество активно усваивало западные культурные и социальные клише. Я уверен, что сегодня в России большинство людей, столкнувшиеся с неправомерными на их взгляд действиями правоохранительных органов, требуют адвоката и реализации права на телефонный звонок, точно в соответствии к нормами поведения героев в зарубежных фильмах.

Высокий уровень насилия, отсутствие моральной нагрузки, упор на динамизм и эффектность сцен, возвышение моральных и этических ценностей другой страны, несомые в кинематографической продукции создавали ощущение ущербности собственной страны, ощущения невозможности создать подобное (сама формулировка данного высказывания предполагает доминирование западной точки зрения).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.